Экспертиза / Financial One

Полеты в космос и как на этом заработать – SpaceX, Blue Origin

Полеты в космос и как на этом заработать – SpaceX, Blue Origin Фото: facebook.com
3823
12 апреля нынешнего года человечество в пятьдесят восьмой раз отмечает знаменательную дату – первый полет человека в космос.

Все прошедшие шесть десятилетий космическая отрасль активно развивалась  в разных направлениях. Усовершенствовалась космическая техника, проводились многочисленные научные эксперименты… Не осталась в стороне и коммерческая составляющая новой отрасли. 

За годы освоения человечеством космоса появился ряд компаний, специализирующихся на космическом туризме. В нашем обзоре мы предлагаем оценить финансовые перспективы этой индустрии и инвестиционную привлекательность ведущих ее представителей.

Обзор рынка

Индустрия начала зарождаться после бума доткомов в 2001 году. Уже тогда Space Adventures предлагала билеты на полет к МКС за $20-40 млн, но популярность была мала, семь туристов за восемь лет. Надеясь преуспеть по аналогичной схеме с Virgin Atlantic, Ричард Брэнсон основал Virgin Galactic. Основной целью компании стала коммерциализация «космического туризма», цены на билеты при этом снизили до $250 000. 

Тем не менее, осенью 2014 года в рамках тестового полета VSS Enterprise потерпел крушение в пустыне Мохаве, в котором один из пилотов погиб, и второй был серьезно ранен. Компания продолжает отладку своего второго шаттла VSS Unity, который 13 декабря 2018 года совершил успешный полет.

Параллельно с данными компаниями свое развитие начала Blue Origin, основанная Джеффом Безосом в 2000 году. Ставка компании идет на шаттл New Shepard, который должен стать одним из первых многоразовых космических кораблей. Проект ведется на стадии тестовых полетов, при этом первый полет с профессиональной командой намечен на текущий год при использовании четвертой версии модели шаттла. 

Читайте: Как начать откладывать 20% своего дохода – 4 совета

В июне же 2018 года компания объявила, что не будет продавать коммерческие билеты до 2019 года. 24 января 2019 года в сети появился ролик мягкой посадки New Shepard, где компания демонстрирует идеальную посадку космического шаттла, сравнимую с посадкой пассажирского вертолета.

Третий наиболее медийный участник отрасли – SpaceX, основанный Илоном Маском в 2002 году. Тем не менее, в наиболее широком формате компания не стремится именно к созданию «космического туризма», сколько старается создать экономически эффективную космическую компанию, которая будет способна создавать ценовую конкуренцию и выполнять государственные и грузовые космические перевозки. 

На этом поприще компания преуспела в значительной степени, проведя успешные посадки ракет носителей после выхода в космос, запуски спутников и доставка астронавтов на МКС. Falcon Heavy является наиболее инновационной разработкой компании, способной перевозить до 64 тонн груза, корабль Dragon же позволяет доставлять команды на МКС. Стоимость за место составляет порядка $58 млн против $75 млн у Роскосмоса. И все же в сентябре 2018 года Илон Маск назвал своего первого «космического туриста» – им станет Юсаку Маезава, японский дизайнер и миллиардер. Юсаку заплатил значительную, но не названную, цену за эту возможность, при этом условился взять с собой шесть человек команды. Полет будет включать в себя полный путь до Луны, длинной в неделю, в 2023 году.

С ростом конкуренции рынка стали также появляться и компании аутсайдеры, среди них можно выделить EADS Astrium, закрывшую свой туристический проект в 2009 году, XCOR Aеrospace, объявившую себя банкротом по 7 главе кодекса США в 2017 году, и Armadillo Aerospace, перешедшую в «спящий режим» в 2013 году, ввиду неудачного запуска ракеты STIG-B. Помимо них ввиду ценовой конкуренции SpaceX на рынке государственных заказов пострадали компании в лице российского Роскосмоса и его ракет Протон, а также французская компания Arianespace, которая ввиду ценовой конкуренции еще в 2014 году запросила программу субсидий у государства. 

Читайте: «Атон» назвал наиболее интересные дивидендные истории

Еще одна компания, Orbital ATK, не сильно пострадала в конкуренции отрасли, но в июне 2018 года была поглощена за $9,2 млрд публичной компанией Northrop Grumman Corp. До поглощения компания успешно производила запуски на базе своей ракеты-носителя Antares. Также компания Northrop Grumman приобрела успешный стартап космической отрасли еще в 2007 году, называвшийся Scaled Composites.

Тренды

Два наиболее очевидных тренда индустрии и разительных отличия компаний сектора можно разделить как «ракетный» и «самолетный». Первый тип представлен SpaceX, подразумевает под собой выход туристов в полный открытый космос, посещение МКС или достижение Луны. Второй же тип представлен Virgin Atlantic и Blue Origin. Virgin Atlantic строят самолеты для «ультра-высоких» полетов близ космического пространства. 

Так самолет VSS Unity достиг отметки в 82,7 км. над поверхностью Земли 13 декабря 2018 года. Blue Origin же старается перенять опыт SpaceX и создать многоразовые ракеты для суборбитальных туристических полетов, но пока без целей выхода на орбиту Земли или в направлении Луны. На рынке ходят слухи, что Blue Origin собирается назначить аналогичную цену для своих полетов, как и у Virgin Atlantic.

Стартапы

Наиболее молодыми стартапами в отрасли становятся китайские компании, которым в 2014 году государство разрешило заниматься подобным бизнесом и запускать спутники для коммерческих проектов. Здесь можно выделить две ключевые компании и «полу-государственную» программу.

LinkSpace – была основана в 2014 году после принятия закона. В 2017 году опубликовала видео вертикального взлета и посадки небольшой ракеты на полигоне, первый запуск новой ракеты с грузоподъемностью в 200 кг. планируется осуществить к 2020 году. 

Читайте: Какие инвестиции могут принести вам миллионы – истории 4 успешных людей

Краткосрочной целью компании является создание «многоразовых» ракет и организация космического туризма на суборбитальном уровне. В долгосрочной перспективе СЕО компании надеется построить космические отели, развить добычу руды на астероидах и жить на другой планете.

OneSpace – еще один китайский стартап, основанный чуть позже, в 2015 году, но запустивший первую китайскую частную ракету в 2018 году, которой удалось достичь отметки в 40 км. В текущий момент разрабатывает новые семейства ракет, которые запланированы к тестовым пускам в текущем году, грузоподъемность 205 и 73 кг. соответственно. Долгосрочной целью компании стоит разработка 59-тонной ракеты, которая будет способна нести 500 кг. груза, после нее предполагает приступить к разработке капсулы для доставки астронавтов на орбиту.

China Academy of Launch Vehicle Technology – государственный производитель космических ракет, летом 2018 года представил свою программу развития космического туризма. Основной целью станут полета на суборбитальном уровне. Предполагается разработка многоразовых ракет, которые будут взлетать вертикально, но посадка будет производится горизонтально, по аналогии с пассажирскими самолетами. Шаттл будет способен везти 20 путешественников, будучи на автопилоте. 

Путешественникам не понадобятся скафандры, так как капсула будет полностью поддерживать условия жизнеобеспечения. Возраст будет ограничен от 18 до 65 лет, с условием отсутствия болезней сердца и гипертонии. «Пиком» путешествия будет достижение высоты в 100 км. с пребыванием на ней в течение 10 минут. Билет будет стоить порядка $200 000-250 000. Первые запуски планируются к 2028 году, с расчетом, что каждая ракета будет способна эксплуатироваться в ходе 50 полетов до списания.

Существует еще ряд более малых и менее преуспевших к текущей дате китайских космических стартапов, в лице LandSpace, ExPace, i-Space, которые были основаны в 2015-2016 годах и планируют запуски в 2019-2021 годах. Их ориентированность на туризм несколько меньше и первичной целью является коммерческий вывод на орбиту спутников с грузами, также как разработка многоразовых ракет. 

Публичный рынок

На публичном рынке все немного сложнее – компаний, которые занимаются запуском ракет или чисто связаны с космосом, практически нет. Чаще всего копании имеют диверсифицированную выручку, состоящую из Aerospace – что-то смежное между авиацией и космосом, и Defense. 

Это все из-за того, что в секторе Aerospace&Defense, куда потенциально входят все компании, связанные с космосом, крупнейшим клиентом является государство и это продолжалось многие годы. Только сейчас с помощью таких проектов, как SpaceX и Blue Origin, появляется коммерческий смысл в инвестиций в космос, потому что ранее большая часть проектов проходило под грифом секретно.

Boeing

После всех катастроф и потрясений Boeing начинает выглядеть слишком дешево. После падения второго самолета 11 марта текущего года, ввиду неисправностей в работе навигационной системы и автопилота, компания потеряла свыше $40 млрд. капитализации. Тем не менее, активные действия менеджмента по решению проблемы к сегодняшней дате выровняли настроения рынка относительно будущего авиа-гиганта.

Единственным реальным негативным последствием пока стало лишь снижение производства новых моделей 737 MAX 8 с 52 до 42 в месяц, начиная с середины апреля и до конца третьего квартала текущего года. Таким образом, компания произведет на 55 моделей меньше, чем планировала, что снизит выручку на $6,688 млрд. при ориентировочной цене за самолет в $121,6 млн.

Читайте: 10 заповедей для выхода на пенсию

Имея же среди конкурентов по производству пассажирских самолетов лишь один европейский Airbus – компания продолжает занимать уверенные позиции на рынке, ввиду уникальности разработок и предлагаемых продуктов. Более того, компания еще в феврале этого года фирма заключила одно из ключевых партнерских соглашений с бразильским производителем самолетов Embraer, по созданию совместного предприятия, которое на 80% будет контролироваться акционерами Boeing.

В долгосрочной перспективе полное разрешение проблемы с моделью 737 MAX 8 даст компании значительный импульс для роста, который, скорее всего, будет постепенно закладываться рынком в текущую цену акций. Таким образом, акции Boeing продолжают оставаться крайне привлекательными в классе growth-stock. Целевая цена до конца 2019 года $400 при дивидендной доходности 1,83%.

AeroVironment

Компания планирует заработать за 2019 фискальный год $300-310 млн. и в ходе презентации результатов четвертого квартала финансовый директор подтвердила эту цель. Ввиду этого у рынка утвердилось крайне негативное ожидание относительно 1-ого квартала текущего года для компании, снижение выручки почти на 30% по отношению к 2018 году. 

Первый квартал 2018 был очень успешным у компании и сгенерировал рекордные $117 млн выручки. Но при этом исторически у компании всегда именно первый квартал показывал наибольшие объемы выручки за год и последние 4 года наименьшее значение было $84,8 млн в 2016 году. В текущем же ожидается всего $83 млн, при том что в годовом выражении выручка выросла с $224 млн в 2016 до $343 млн в 2018 году, прирост в 53%. 

Предыдущие два года компания за квартал тратила порядка $6,6 млн на новые разработки, теперь же по словам СЕО в 1-ом квартале 2019 на это уйдет $11,33 млн. Вполне очевидно, что подобный рост операционных расходов может быть объяснен лишь уверенностью менеджмента в значительном росте выручки за аналогичный период, поэтому здесь есть небольшие разногласия.

Второй же драйвер – это совместный с Soft Bank проект по разработке 5G сети, известный как HAPSMobile. В квартальном отчете не было ни слова про них, но СМИ активно покрывают данную тему и 19 марта было оглашено о скором начале тестовых полетов прототипного аппарата Hawk 30. Аппарат будет представлять собой, визуально, крыло самолета, работающее на энергии солнечных батарей. Им будет возможно управлять удаленно и назначать маршрут, высота полета ожидается на уровне 20 км., чтобы не создавать проблем пассажирскому транспорту и более эффективно использовать потенциал солнечных батарей. По оценкам разработчиков один аппарат подобного типа будет способен заменить 1800 классических вышек сотовой связи.

Таким образом, наш взгляд на перспективность акций компании остается крайне позитивным, в свете будущего квартального отчета и выгодной цены акции для покупки на текущей неделе. В случае же успешных испытаний Hawk 30, компания к 2020 году может получить значительный скачок выручки, как и новый ее источник. Целевая цена с учетом высокой неопределенности вокруг проекта $69 до конца 2019 года.

Kratos

Kratos Defense & Security разрабатывает широчайшую линию продуктов оборонной промышленности США, включающую себя ракетные системы, системы лазерного наведения, радары, тренировочные устройства для пилотов ВВС, беспилотные дроны и военные истребители. Но ключевой наш интерес лежит в чисто космической отрасли и тут Kratos тоже преуспели. 

Компания предоставляет продукцию для 85% космических миссий США, а также наземное оборудование обслуживает 75% мировых производителей спутников. По оценкам компании, ввиду плановых выводов порядка 3300 новых спутников, класса LEO, MEO и GEO, к 2027 году данный рынок может вырасти до $284 млрд. Менеджмент уверен, что наземные сенсорные системы радио-сигналов станут еще более востребованными с полноценным выходом на рынок 5G сетей, запуском проекта Loon у Google и HAPS у ряда участников рынка. 

Дополнительным драйвером роста выручки и перспективности индустрии компания отмечает рост финансирования государственных космических программ в США. Объем выручки отдельно спутникового сегмента бизнеса не обозначен компанией. Совмещенный же сегмент бизнеса спутников + тренировочных систем для военных имел позитивный рост и количество заказов во второй половине 2018 года составило $250 млн. Однако компания сильно перекуплена на данный момент – P/E и EV/EBITDA превышают 300 и 38 соответственно, что выше индустриальных значений.

Moog

Компания Moog с 2001 года успешно занимается производством деталей как для воздушной и оборонной индустрии, так и для космической. Для космической отрасли компания производит в первую очередь системы контроля шаттлов и спутников, космические приводы и электронные сервоклапаны. Данная часть продуктовой линейки генерирует малые объемы выручки, составляющие порядка 8-10% от общей выручки компании. 

Читайте: 10 компаний для тех, кто начал инвестировать в 30 лет

Порядка 40-45% выручки приходится на воздушную отрасль, так как компания разрабатывает системы управления для военных истребителей F-35, а также пассажирских лайнеров Boeing, Airbus и Embraer. 17% выручки составляют заказы оборонной промышленности в виде боевых турелей, гранатометов, систем хранения боеприпасов в наземной технике, оборудовании военно-морских судов и многого другого. 

Оставшиеся 30% выручки приходятся на индустриальную отрасль, где компания разрабатывает автоматизированные и конвейерные решения для тяжелой промышленности. На данный момент компания планирует расширять космический сектор, но темпы ожидаются маленькие. Целевая цена находится чуть ниже текущей, поэтому не советуем инвесторам ее рассматривать пока она не станет ниже $75.

Jabos Engineering Group

Jabos Engineering Group Inc. формально подразделяется как девелоперская компания, но если глубже взглянуть на ее продукты, то она занимается вовсе не простой застройкой жилых домов. 29% выручки компании составляют заказы космического сектора США и высоко-технологических разработок оборонной промышленности. Компания является одним из поставщиков для таких государственных структур, как NASA, Missile Defense Agency, Special Operations Command и Department of Energy. Сотрудничая с NASA компания участвовала в таких космических миссиях как Orion, Exploration Ground Systems, Space Launch System, International Space Station, Aeronautics и James Webb Space Telescope.

Для Exploration Ground Systems фирма выполнила заказы по оборудованию командного центра имени Кеннеди и разработке необходимого ПО. В миссии Orion фирма разрабатывала систему катапультирования пилотов и кабину управления шаттлом. В разрезе проекта Space Launch System разработка велась для систем управления полетом и возможным улучшением систем адаптивного контроля шаттлов. В проекте International Space Station, МКС, компания разрабатывает системы интерактивной отладки станции на орбите. 

Компания ведет проекты по разработке систем кибер-безопасности, ракетоборонной отрасли и оборудованию дата-центров в Исследовательском центре Лэнгли. Однако компания также перекуплена за счет завышенных ожиданий по росту заказов от оборонки. Считаем, что справедливая цена находится на уровне $66.

Итоги

В начале 2000-х во многом благодаря развитию интернета, продвижению новейших технологий в целом и большим усилиям Илона Маска и его команды в частности освоение космоса вышло на новый рубеж. Технология возврата первой ступени сыграла огромную роль для развития коммерческого направления в космической индустрии: ее использование позволяет значительно сократить расходы на запуски.

Частные космические компании уже выводят на орбиту спутники и доставляют экипажи на МКС. Впереди – космический туризм, орбитальные полеты для быстрого перемещения по Земле, а там и до колонизации планеты недалеко. Каждое из перечисленных направлений отрасли связано с коммерческими интересами и ведет к дальнейшему развитию космической индустрии по новому пути. В последние годы появляется немало стартапов, которые развиваются в направлении ракетостроения и космического туризма.

Публичных компаний в отрасли пока немного. В основном на рынке представлены концерны, связанные с космосом косвенно, через выпуск комплектующих для ракет. Человечество подошло к новому этапу освоения космического пространства, и его развитие может коснуться всех жителей Земли.




Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи