Дивидендную политику, отказ бизнесменов от гражданства РФ и инвестиционные ограничения ЦБ обсудил с Анатолием Гавриленко, председателем экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России и председателем совета директоров ассоциации «НП РТС».
Дивидендная политика
Как государственные, так и частные компании пересмотрели отношение к инвесторам, вернувшись к выплате дивидендов. «Если мы тем представителям страны, которые доверяют российским компаниям, покупают их акции, не будем выплачивать дивиденды, это оскорбление», – полагает эксперт. По словам финансиста, невыплату дивидендов можно простить компаниям, работающим в ноль. Но такие крупные государственные компании, как Сбербанк и Газпром, продолжают зарабатывать, несмотря на потери ввиду санкционных ограничений. «Все равно их главные адепты – это россияне, их надо любить, их надо уважать и, конечно, платить им дивиденды», – считает Гавриленко.
Почему российские бизнесмены отказываются от гражданства РФ?
Комментируя отказ Олега Тинькова от гражданства РФ, эксперт заявляет: «Отказаться от гражданства своей родной страны – это не совсем простая задача и совсем не легкое решение. И оно принимается в разных обстоятельствах. И мне кажется, у Олега во многом это эмоциональное решение». Бывает, что в стране с каждым годом прав становится все меньше, а обязанностей все больше. Гавриленко считает не совсем честным отказываться от гражданства страны с ростом числа обязанностей.
По словам финансиста, деятельность Тимура Турлова, получившего гражданство Казахстана, изначально была связана с этой страной. «Сегодня <…> Тимуру надо было выбирать: или продолжать делать бизнес таким, каким он его видит, или продолжать его делать в России и попасть под все те ограничения, которые появляются здесь. Ограничения – это санкции с Запада и регулирование, которое есть в России», – говорит финансист. В Казахстане такого давления нет, поэтому вести и развивать бизнес там проще с этой точки зрения. Отказ Турлова от гражданства РФ Гавриленко объясняет как бизнес решение. Российское подразделение Freedom Finance, прошедшее через ребрендинг, продолжает работать в России и обслуживать клиентов.
«Несмотря на то, что у нас есть ЕАЭС (Евразийский экономический союз – прим. сред.), наши любимые политические руководители не договорились о возможности двойного, тройного гражданства или единого гражданства между нашим союзом. Почему не договориться, если у нас единое экономическое пространство? Тут ровно также ничего страшного, как иметь двойное гражданство с членом ЕС», – полагает эксперт.
Инвестиционные ограничения Банка России
Банк России принял решение ограничить вложения неквалифицированных инвесторов в ценные бумаги недружественных стран. Регулятор считает эти вложения рискованными. Так, по словам Гавриленко, от ограничений некоторых недружественных стран пострадало 5 млн инвесторов, суммарно заблокированы счета на 320 млрд рублей. Кроме того, под блокировку попало 25 млн счетов российских граждан. Как считает эксперт, действия Банка России направлены на защиту интереса россиян.
Гавриленко признается: «Это наша ошибка. Мы, занимаясь финансовой грамотностью, мало рассказываем о налоговой грамотности, о налоговой культуре. Может быть потому, что государство в лице каких-то больших начальников выглядит благодетелем, а благодетелей нет. Они раздают не свои деньги, которые получают из зарплаты, понимаете? Зарплата каждого чиновника очень небольшая. А деньги они отдают из государственного кошелька, ровно из того, который формируете вы».
Есть ли необходимость в мобилизационной экономике?
Главная задача ЦБ – это борьба с инфляцией и сохранение оптимального курса рубля. Эксперт положительно оценивает действия регулятора и его главы Эльвиры Набиуллиной, которой удалось стабилизировать ситуацию и после начала специальной военной операции, и после объявления мобилизации.
Гавриленко видит необходимость в структурной перестройке экономики. Однако мало кто об этом говорит и предлагает сценарий изменений. «Если не будем принимать какие-то неординарные решения для сохранения сегодняшней экономики, то нас ждет судьба Ирана. И хоть Иран продолжает существовать как государство, я не уверен, что это отвечает целям и задачам, которые ставит перед собой сегодня президент, которые ставит перед собой руководство страны», – делится финансист.
Финансист отмечает важность сегодняшних решений для будущего страны: «Сейчас мы пытаемся говорить, что мы все круче-круче. Нет, мы не круче-круче, к сожалению. К сожалению, для того чтобы мы сегодня реально остались живы хотя бы, сегодня как раз момент истины. Все, завтра или послезавтра нефть нас не будет кормить так, как кормила раньше, поэтому эта нефтяная игла, к сожалению, а, может быть, через 20 лет кто-то скажет “к счастью”, для нас закончилась». Эксперт считает, что теперь государство должно создать условия, необходимые для передового развития.
Боб Айгер вернулся на пост главы Disney – что теперь будет с компанией
После того как Боб Чапек попытался придать солнечную окраску катастрофическому финансовому отчету Disney, высшее руководство компании заговорило об отставке.
После переходного периода, отмеченного многочисленными неудачами, некоторые из которых были вызваны им самим, Боб Чапек к началу осени, казалось, наконец-то обрел опору после двух лет работы на посту генерального директора Disney (DIS).
Совет директоров компании единогласно продлил его контракт как минимум до июля 2025 года.