Вчера В. Путин издал второй указ, где были обозначены дополнительные контрсанкционные меры. К уже действующим мерам в виде продажи 80% экспортной выручки, запрета на кредитование нерезидентов в иностранной валюте и запрета на зачисление резидентами валюты на свои счета за рубежом прибавились новые ограничения.
С 1 марта резидентам запрещается кредитование иностранных лиц (и подконтрольных им лиц) из недружественных стран в рублях, а также сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Исключение может быть сделано путем получения специального разрешения от властей. Также вводится запрет на вывоз наличной валюты в размере более $10 тысяч.
В будущем компании и банки могут столкнуться с более серьезными ограничениями – по словам М. Мишустина, готовятся меры, запрещающие иностранным инвесторам выход из российских компаний. Пока не до конца ясно, идет ли речь только об акциях публичных компаний или о любых формах участия в капитале, или же в целом о любой собственности иностранных инвесторов в России. В заявлении премьер-министра речь шла лишь об акциях, однако не исключены и другие запреты.
Значительного ужесточения санкций со стороны западных стран пока не последовало – отключение от SWIFT, которое ЕС давно анонсировал, состоялось лишь в отношении банков (ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ), уже находящихся в списке SDN США, попадание в который по силе является, пожалуй, самым жестким типом индивидуальных санкционных ограничений.
Волатильность рубля остается крайне высокой, что возможно, обусловлено как нестабильностью продаж экспортеров (они продают выручку в течение трех дней с момента ее поступления на счета, а не равномерно), так и по-прежнему высоким уровнем стресса участников рынка и населения в частности. Так, судя по оперативной статистике ЦБ РФ, отток рублевой наличности из банковской системы за 1 марта остался на достаточно повышенном уровне (~300 млрд рублей).
Сергей Петров про инвестиции, сбережения и войну
Как инвестировать в текущих условиях рассказал Fomag.ru Сергей Петров, инвестор, автор сообщества «Семейные инвестиции».
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
У меня оптимистичный взгляд на рынок, он для меня не умер. Я активно покупаю. В принципе к этому падению я был готов. Когда мы пошли ниже 3300, я посмотрел, насколько стоимостные истории летят в пух и прах. Конечно, покупал дешево, к примеру, «Интер РАО», АФК «Система», но они не оправдали надежд.
Активные действия я веду только на ИИС. Сильных телодвижений по портфелю жены и детей не было. Есть еще непубличный портфель, который я никогда не планировал вести. У меня осталось на нем 10% бондов. Когда рынок откроется – посмотрю. Если пойдем вниз, буду обменивать, ну и все – работа сделана.