Как инвестировать в текущих условиях рассказал Fomag.ru Сергей Петров, инвестор, автор сообщества «Семейные инвестиции».
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
У меня оптимистичный взгляд на рынок, он для меня не умер. Я активно покупаю. В принципе к этому падению я был готов. Когда мы пошли ниже 3300, я посмотрел, насколько стоимостные истории летят в пух и прах. Конечно, покупал дешево, к примеру, «Интер РАО», АФК «Система», но они не оправдали надежд.
Активные действия я веду только на ИИС. Сильных телодвижений по портфелю жены и детей не было. Есть еще непубличный портфель, который я никогда не планировал вести. У меня осталось на нем 10% бондов. Когда рынок откроется – посмотрю. Если пойдем вниз, буду обменивать, ну и все – работа сделана.
На ИИС у меня нет бондов. Исторически у меня было большое количество компаний третьего эшелона, которые показали себя очень хорошо и чувствовали себя намного лучше, чем первый эшелон и голубые фишки, укатанные в пол. Моя любимая европейская электротехника – совсем ноунейм-компании – тоже намного меньше просели, чем наши голубые фишки.
Вообще изначально у меня была любовь к российским акциям – чтобы между мной и эмитентом было как можно меньше прослоек. Как я встретил текущий кризис? 21-го числа я закупался, когда признали независимость ДНР и ЛНР. 22-го я ждал более сильных санкций, но их не было, и рынок немного подскочил. В общем, покупки я отложил. Утро 24-го все изменило. Я успел заскочить в третий эшелон – там были покупатели. Если честно, третий эшелон в эту коррекцию мне помог. Если же говорить про главные истории, у меня это Сбербанк, «Газпром», «Алроса» и нефтянка.
24 февраля я встретил на работе. Там был аврал, очереди, терминалы не работали. Я практически не смотрел новости и поэтому не знал, что происходило. Сбербанк QUIK меня не запускал, поэтому пришлось установить давно снесенный «Сбербанк инвестор» и через него в перерывах между работой я заскакивал и делал заявки.
В итоге мне удалось приобрести «Сбер» по 107, «Татнефть» по 278 «Газпром нефть» по 348, «Алросу» по 69, «Газпром» по 178. За последние пару месяцев я совершил больше сделок на ИИС, чем за последние пару лет.
Единственная дилемма, которая у меня осталась по портфелю, – это нефтянка. «Лукойл» я изначально не рассматривал, потому что по всем характеристикам «Газпром нефть» лучше. Буквально через три года «Газпром нефть» превзойдет по добыче «Лукойл». «Газпром нефть» – это добытчик номер два, при этом относительно дешевый.
Мой базовый план – оставить как можно больше экспортеров, как можно больше игроков с большой долей рынка. То есть это, например, «Норникель» и «Алроса». Сейчас я докупаю нефтянку, алмазы, газ и главный банк страны и буквально с лета начинаю плотно набирать позицию в «Норникеле». Это моя ставка на борьбу с инфляцией. Прыгать по валютам я не собираюсь, само физическое золото не очень люблю, как и недвижимость.
Вообще я не хотел говорить о политике, но могу отметить, что любая война заканчивается переговорами. Если коротко – нам терять уже особо нечего. Про ядерную войну я вообще не переживаю – для меня этого риска нет. Никто не будет брать на себя настолько большой риск. Я не политолог, но как инвестор я ставлю на то, что этого не будет.
Дело в том, что все зарабатывают политические очки, как могут. США проигрывают внутреннюю войну инфляции, которая потихонечку начинает вносить в жизни американцев изменения.
Пока что им удалось сместить информационный фон и взгляды общественности, но инфляция никуда не уйдет и может еще подскочить. Вполне возможно, что в 2023-2024 годах США и Европа столкнутся с обвалом. Так что текущая пятилетка для тех, у кого крепкие нервы.
Про санкции, контрсанкции и ЦБ
Вчера Владимир Путин издал указ, закрепляющий первый пакет контрсанкций.
Формулировки мер, скорее всего, будут еще уточняться ЦБ и Минфином, однако фактически указ:
1. Закрепляет правило обязательной продажи 80% экспортной выручки;
2. Вводит частичные запреты на вывод резидентами средств в валюте на счета в иностранных юрисдикциях;
3. Позволяет компаниям при существенном падении их акций на бирже осуществлять их обратный выкуп.