Компании и люди / Financial One

«Джентльмены удачи» финансового рынка: жизнь после тюрьмы

«Джентльмены удачи» финансового рынка: жизнь после тюрьмы
4194

На прошлой неделе из Кентской тюрьмы вышел один из самых известных трейдеров-мошенников Великобритании Квек Адоболи. Он отбыл за решеткой около половины своего 7-летнего срока и был выпущен под залог. По решению суда, Квеку отказано в доступе на финансовый рынок. Интересно, чем займется на свободе трейдер, судьба которого была тесно связана с банком UBS? Financial One изучил, как сложилась жизнь крупнейших финансовых мошенников современности после возвращения из мест не столь отдаленных.

Уроженец Ганы, Квек Адоболи долгое время работал трейдером в швейцарском банке UBS. В сентябре 2011 года его обвинили в превышении должностных полномочий и фальсификации отчетности о сделках. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Квек вел несанкционированную руководством банка торговлю акциями на рынке ETF, а также регистрировал фиктивные хедж-сделки, чтобы скрыть потери на своем счете. Убыток, понесенный UBS в результате действий Адоболи, на сегодняшний день является крупнейшим в истории неавторизованного трейдинга Великобритании. В ноябре 2012 года суд вынес Квеку обвинительный приговор по двум статьям о мошенничестве.

Сейчас Адоболи 35 лет, и за плечами у него, помимо тюремного заключения, только многолетняя карьера в UBS, где он сперва работал в бэк-офисе, а затем – на рынке ETF. Финансовый регулятор Великобритании (FCA) позаботился о том, чтобы Квек больше никогда не смог работать в финансовом секторе. Что же делать Адоболи, чье лицо уже примелькалось – не в лучшем смысле этого слова – в финансовом сообществе Великобритании? Можно обратиться к опыту предшественников. Благо, в истории трейдинга подобные прецеденты уже имеются.

1.Ник Лисон: из тюрьмы на футбольное поле

Ник Лисон – наверное, самый известный трейдер-мошенник в мире. В 1992 году он, восходящая 28-летняя звезда фондового рынка, возглавил операции банка Barings на Сингапурской бирже. Однако вскоре чутье ему изменило, и Лисон стал наращивать убытки. Совмещая позиции ведущего трейдера и ответственного за урегулирование сделок, он долгое время имел возможность скрывать свои потери. Однако в начале 1995 года его положение резко ухудшилось: Лисон заключил короткий двойной опцион на индекс Nikkei, поставив на его суточную стабильность. Однако на следующий день после заключения сделки в японском городе Кобе произошло землетрясение, и Nikkei рухнул. Пытаясь отыграть потери, Лисон начал делать крупные рисковые ставки на то, что индекс быстро отыграет падение. Однако этого не произошло.

В итоге Лисон не просто истратил $1,3 млрд средств Barings – он привел один из старейших банков Великобритании к полному банкротству. Трейдера приговорили к шести с половиной годам лишения свободы. Однако впоследствии выпустили раньше за хорошее поведение; сыграло свою роль и то, что в тюрьме у Лисона диагностировали рак, который впоследствии удалось вылечить.

После выхода на свободу Лисон обосновался в Ирландии, где возглавил ирландский футбольный клуб Galway United, а также написал две автобиографические книги, в том числе «Трейдер-мошенник», по которой впоследствии был снят известный фильм «Аферист». Там же в 2003 году он счастливо женился во второй раз.

Лисон часто выступает с докладами на различных конференциях, причем не берет меньше $100 000 за выступление. Причем знаменитый мошенник читает лекции не только профессионалам, но и студентам Оксфорда, Тринити-колледжа в Дублине, университета в Корке (Ирландия). Он объехал полмира, рассказывая о своем профессиональном и жизненном пути: побывал в Голландии, Новой Зеландии, ЮАР и других странах. Соглашение, по которому Лисон обязан был передавать часть заработков ликвидаторам Barings, уже утратило свою силу. Кроме того, он все еще торгует финансовыми инструментами, но уже исключительно за свой счет.

2. Тохидзе Игучи: записки старого мошенника

Исполнительный вице-президент в нью-йоркском отделении японского банка Daiwa потерял $1,1 млрд на торговле государственными бондами США. Убытки своему работодателю Игучи начал приносить еще в 1983 году: потеряв $70 000 на торговле бумагами ФРС, он скрыл этот факт из-за опасения лишиться работы. Трейдер вновь и вновь пытался отыграть потерю, что оборачивалось все большим ущербом. В июне 1989 года Игучи заключил сделку по облигациям Казначейства США на $3 млрд, потеряв в итоге еще $350 млн. ФРС, заподозривший дилеров банка в несанкционированной торговле, откомандировал в отделение своего инспектора, однако тот никаких улик не обнаружил. В итоге сумма ущерба превысила $1 млрд, однако ни американский, ни японский регуляторы так и не смогли вычислить Игучи. В сентябре 1995 года он сам написал покаянное письмо на имя президента банка Daiwa в Японии, в котором описал все совершенные анонимные сделки. Игучи приговорили к четырем годам лишения свободы.

Сразу после освобождения в 1999 году, Тохидзе Игучи обосновался в Атланте, где стал писателем. Он опубликовал несколько книг о своем опыте трейдинга, в том числе «Образование на миллиард: внутри сознания трейдера-мошенника», опубликованную в 2014 году. Так и не реализовав свою американскую мечту, в 2007 году трейдер вернулся в Японию, в родной город Кобе, где сейчас занимает разработкой цифровых решений для обучения иностранным языкам. Он также продолжает писать и выступать публично. Излюбленные темы Игучи: психология трейдера, разоблачение мифов о мошенниках, а также способы сокращения риска неавторизованного трейдинга в банковских организациях.

3. Джон Руснак: самаритянин из химчистки

Джон Руснак из банка Allfirst (Балтимор) погорел на японской йене. С момента начала его трейдерской карьеры в 1993 году и вплоть до 1995 года азиатские рынки росли, обеспечивая рост и Руснаку. Но это не могло продолжаться бесконечно: когда в 1996 году Азия стала сдавать позиции, Руснак начал терять деньги. К 2001 году сумма ущерба, понесенного его работодателем, составляла уже $300 млн. А затем последовала совсем уж фатальная неудача: трейдер продал опционов более чем на $300 000, что обернулось для него потерей $691 млн.

Как и Лисон, Руснак имел доступ к системе регулирования сделок. Это позволило ему долгое время скрывать убытки и таким образом наращивать ущерб. Помимо выплаты $691 млн, он был приговорен к семи с половиной годам лишения свободы.

После выхода на волю Руснак стал руководить сетью химчисток ZIPS в родном Балтиморе. Давая интервью местному телеканалу, бывший трейдер заявил, что жизнь таким образом, дала ему «второй шанс», и он, в свою очередь, намерен предоставить второй шанс другим нуждающимся. Сейчас Руснак помогает несовершеннолетним, недавно вышедшим из тюрьмы, находить работу и наставников. В сети химчисток под его руководством трудится шестеро работников, вышедших из тюрьмы и еще 30 – из наркологических реабилитационных центров.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи