Подешевевший авиакеросин выплеснулся на рынок РФ суррогатным дизтопливом

(Рейтер) Рекордное падение цен на авиакеросин на рынке РФ после обвала мировых котировок существенно увеличило интерес к продукту со стороны изготовителей суррогатного дизельного топлива, позволяя им получать сверхприбыли, говорят участники рынка и источники в отрасли.
В качестве суррогатного дизтоплива используется смесь, состоящая из 70% керосина и 30% базового масла. По сегодняшним оптовым ценам на НПЗ РФ этот "коктейль" обойдется в менее 35.000 рублей за тонну, по расчету Рейтер, при текущей цене дизтоплива в среднем 45.000 рублей за тонну.
"Тысячами тонн замешивается на базах. Обычно все идет 'в черную' - любая проверка качества покажет несоответствие ГОСТу", - сказал один из источников.
По словам специалиста по нефтепереработке, смесь авиакеросина и индустриального масла по множеству параметров не будет соответствовать стандарту для дизтоплива. В частности, допустимое содержание серы в авиакеросине в десятки раз превышает норму для дизтоплива (10ppm), содержание серы в масле еще выше. По его оценке показатель температура вспышки смеси также окажется ниже требований для дизтоплива.
Изготовители суррогата пользуются тем, что и масло, и авиакеросин не подпадают под акциз на средние дистилляты, а неиспользование наименования "дизельное топливо" при продаже смеси устраняет необходимость начисления акциза и на конечный продукт.
По словам трейдеров, изготовление суррогатного дизтоплива путем смешивания авиакеросина с индустриальным маслом практикуется давно, но сейчас процесс активизировался.
"Периодически масло из-за этого дорожает", - рассказывает участник рынка нефтепродуктов в Сибири.
С НЕБА НА ЗЕМЛЮ
Нефтяные компании столкнулись с переизбытком авиационного топлива из-за отсутствия спроса - пассажиропоток у авиаперевозчиков упал в условиях пандемии коронавируса.
Производители стали быстро снижать цены, чтобы найти дополнительный спрос и обеспечить сбыт: оптовые цены на авиакеросин на рынке РФ упали на 20-30% и сейчас его можно приобрести по 26.000-30.000 рублей за тонну против 40.000 рублей и выше в начале месяца.
При этом экспортная альтернатива для авиакеросина для НПЗ в Европейской части РФ уже опустилась до 20.000-23.000 рублей за тонну, что позволяет предположить дальнейшее падение российских оптовых цен.
В отличие от авиакеросина дизтопливо не может подешеветь на рынке РФ так же стремительно - его цены сдерживаются необходимостью для производителей учитывать в стоимости отрицательную демпфирующую надбавку, которую им придется отдать государству.
Поэтому при дальнейшем падении цен на керосин вслед за экспортной альтернативой разница в стоимости дизтоплива и суррогата - смеси керосин-масло - будет только увеличиваться, делая суррогатный "бизнес" все более привлекательным, считают трейдеры.
Интерес к подешевевшему керосину одновременно увеличил спрос на индустриальное масло, которое на этом фоне стало заметно укрепляться в цене, и с начала марта подорожало примерно на 5-10%.
"Керосин через биржу в основном покупается. Масло на бирже мало торгуется, но можно по прямым (договорам), можно у дистрибьюторов завода - 300-500 тонн, хоть 1.000 тонн", - отметил один из источников.
КРУТОЙ ЗАМЕС
Источники рассказали, что основным компонентом смеси является авиационный керосин, причем работа на чистом авиакеросине вредна для дизельного мотора, а добавление масла смягчает режим.
"Все по-разному мешают: керосин-масло (в пропорции) 70 на 30 или 60 на 40. Для трактора, бульдозера - это отлично, Камазы и Белазы - им тоже нормально. Но если дизельные Лексусы или 'Крузаки', то им плохо становится", - рассказал региональный трейдер.
Он добавил, что для импортных дизельных моторов смесь требует улучшения за счет подмешивания товарного дизтоплива.
"Если техника не совсем обшарпанная, то чистой дизелькой немного облагораживают - добавляют 20-30%, бывает - 40-50%, но это уже 'лакшери' продукт, для дорогих клиентов", - иронизирует другой источник.
Основные объемы топливного суррогата в основном реализуются для строительной и другой специальной техники, сказал ещё один трейдер.
"В основном мелким оптом расходится по предприятиям - строителям, лесникам, дорожникам, карьерам, иногда транспортникам. Но некоторые не стесняются и через заправку продавать", - рассказал он.
(редактор Людмила Зараменских)
Популярное
Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность |
-
Андрей Верников про геополитику, золото и наличную валютуАвтор: Маргарита Вахрушева 04.10.2023 18:52
152
-
Что можно ожидать от акций BiogenАвтор: аналитическое управление ФГ «Финам» 04.10.2023 17:26
218
Фаворитом аналитиков на американском рынке выступают бумаги Biogen. В июле компания получила одобрение препарата Leqembi от бета-амилоидных бляшек при болезни Альцгеймера. Кроме того, на одобрении находится Zuranolone, лекарство от послеродовой депрессии.
more -
-
На какую компанию в секторе ресторанов Китая сделать ставку?Автор: Яна Кудрявцева 04.10.2023 16:36
212
О топ-пике по акциям в секторе китайских ресторанов рассказал старший аналитик Morningstar Hong Kong & Singapore Айван Су в интервью для редактора Morningstar Кейт Лин.more
-
Каковы тренды использования искусственного интеллекта в финтехеАвтор: Маргарита Вахрушева 04.10.2023 14:47
260
Применение технологий искусственного интеллекта на финансовом рынке обсудили эксперты на пресс-конференции Ассоциации финансовых технологий в студии международной медиагруппы «Россия сегодня».more