Экспертиза / Financial One

Почему не стоит рисовать отчетность

4722

Про отчетность и работу аудиторов поговорили с инвестором и основателем компании Petroff audit Антоном Петровым.

Петров занимается инвестициями 12 лет. Первоначально в фокусе эксперта были венчурные инвестиции, сейчас в центре внимания находятся сделки слияния и поглощения и бизнес-брокерство. Имея опыт работы в аудиторских компаниях, Петров совместно с партнером основал Petroff audit.

Миф о липовых отчетах

В среде частных инвесторов бытует мнение о том, что компании могут «нарисовать» цифры для красивого отчета. По мнению эксперта, публичные компании, чьи бумаги обращаются на торговых площадках, имеют налаженный учет показателей и публикуют достоверные данные, которым можно доверять. На эмитентах лежит ответственность – за фальсификацию данных предусмотрены крупные штрафы.

Говоря о сути аудита, эксперт разъясняет: «Заинтересованные лица хотят понимать, что происходит в компании, ведет ли она себя добросовестно. И отчетность, которую она показывает по итогу года, действительно отражает ту ситуацию, которую обозначили в отчете? Как раз суть аудита – подтвердить достоверность вот этой отчетности, то есть это независимая проверка».

Петров подчеркивает, что изначально нарисованные цифры обязательно попадут в поле зрения аудиторов. Дело в том, что компании, выходящие на IPO, зачастую знакомы инвесторам по выпускам корпоративных облигаций. Чтобы выпустить облигации, эмитент должен провести аудит, который сможет оценить бизнес по определенным стандартам. В основе проверки финансовые отчеты, которые компания публиковала ранее. Фальсификация этих данных раскрывается во время аудита.

Оценка IT-компаний

Эксперт замечает, что венчурный рынок активно развивался с 2010 по 2022 год. Тогда был период низких ключевых ставок и, соответственно, дешевых заемных средств. В это время проекты оценивали за счет кратного роста коэффициентов. Когда деньги подорожали, IT-проекты стали оценивать, как и другие компании. Теперь необходимо, чтобы проект был прибыльным и его EBITDA можно было оценить.

«Венчурные проекты, которые выжили к этому моменту, все-таки стали думать о самоокупаемости, потому что резко сократились раунды, резко сократился объем денег, который можно привлекать. И, наверное, подход венчурных инвесторов тоже изменился: внезапно финансовая модель стала очень важной составляющей», – поясняет инвестор.

По мнению Петрова, авторам венчурных проектов необходимо строить финансовую модель на старте – это позволяет предпринимателям детально осмыслить, как будет развиваться бизнес. Когда компания достигает выручки в 350–500 млн рублей, предприниматель стоит перед выбором: выводить компанию на IPO, продать растущий бизнес или привлечь инвестиции для дальнейшего развития.

На этом этапе предпринимателю необходимо определить, сколько стоит бизнес. «Есть множество разрозненных параметров: желание предпринимателя, его юридическая структура, его финансовый и бухгалтерский отдел и его оценка – вот это должно начать соединяться воедино», – считает эксперт. Совокупность факторов позволит предпринимателю наметить дальнейшую траекторию развития.

Акции Совкомбанка и Сбербанка обсудили с экспертом Игорем Шимко

Акции Совкомбанка и Сбербанка, ставку ЦБ и ее последствия обсудили с гендиректором NZT Rusfond Игорем Шимко.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи