Экспертиза / Financial One

У Гонконга новый лидер – что это значит для Китая

У Гонконга новый лидер – что это значит для Китая
4833

В пятницу председатель КНР Си Цзиньпин привел к присяге Джона Ли в качестве главы администрации Гонконга, ознаменовав таким образом новую эру антидемократического правления в городе, который когда-то был известен как экономические ворота Китая на Запад.

В пятницу также отмечалась 25-я годовщина соглашения Соединенного Королевства о возвращении Гонконга Китаю в 1997 году. Это соглашение подразумевало установление принципа управления «одна страна – две системы» до 2047 года. Идея заключалась в том, что, хотя город будет принадлежать Пекину, жители Гонконга продолжат пользоваться высокой степенью автономии по сравнению с гражданами материка, включая более свободную прессу, независимую судебную систему и собственное местное правительство. Однако под руководством Си Китай неоднократно настаивал на том, что китайско-британская совместная декларация, соглашение, регулирующее передачу Гонконга и защищающее его автономию и гражданские свободы, больше не актуальна. Это означает, что Пекин имеет полное право утверждать там свою власть.

Приведение Ли к присяге и визит Си в Гонконг являются символической кульминацией многих лет все более авторитарных репрессий в городе – и указывают на то, что усилия по ограничению гражданских прав будут только усиливаться по мере укрепления связей руководства с Пекином.

У Ли, по сути, не было соперников, поскольку радикальные изменения в избирательном законодательстве Гонконга фактически лишили оппозиционных кандидатов возможности участвовать в выборах. В мае он набрал 99% голосов в комитете как единственный кандидат, одобренный Пекином. Ли – кадровый офицер полиции. Он отличается от предыдущих руководителей, которые занимались бизнесом или работали на государственной службе. Ли не только поддержал спорный законопроект 2019 года об экстрадиции, который вызвал год беспорядков в Гонконге, но и осуществлял контроль над полицией, которую обвиняли в применении водометов, резиновых пуль, слезоточивого газа и даже боевых патронов против демонстрантов.

«Происходящее действительно знаменует фундаментальный сдвиг для будущего Гонконга, – говорит Vox Эрик Ян-хо Лай, научный сотрудник по гонконгскому праву в Джорджтаунском центре азиатского права. – Выбор Джона Ли демонстрирует, что политическая безопасность остается главным приоритетом для Пекина».

В своей речи в пятницу Си с радостью сообщил о возвращении города к порядку после последних двух лет ограничений на фоне Covid-19 и продемократических протестов 2019 года. Правительство добилось этого «порядка» путем применения драконовского закона о национальной безопасности, из-за которого сели в тюрьму многие продемократические активисты, а независимой прессе пришлось замолчать.

Что изменилось в речи Си на этот раз

В своей речи по случаю годовщины Си призвал «патриотов» – тех, кто предан Си и его партии – занять политическую власть в Гонконге. «Никто ни в одной стране или регионе мира не позволит иностранным государствам или предателям захватить власть», – сказал он, повторив свою речь 2017 года, посвященную 20-летней годовщине передачи Гонконга.

«Любые попытки поставить под угрозу суверенитет и безопасность Китая, бросить вызов власти центрального правительства... или использовать Гонконг для осуществления диверсионной деятельности против материка – это действия, которые пересекают красную черту и абсолютно недопустимы», – сказал он пять лет назад.

Хотя в обоих выступлениях инакомыслие рассматривалось как саботаж и потенциально иностранное вмешательство, между ними есть существенная разница. В этом году протестов не было.

Обычно, как пишет Зен Су для Associated Press, после официальной церемонии празднования годовщины во второй половине дня проходил марш протеста. Однако в этот раз протесты не были разрешены: Селина Ченг из Wall Street Journal сообщила, что 1 июля полиция предупредила даже небольшие группы активистов держаться подальше и арестовала девять человек за якобы имевшие место планы подстрекательства к мятежу.

Пресса также жестко контролировалась во время визита Си – его первой поездки за пределы материкового Китая с начала пандемии. Репортерам международных изданий, включая CNN и Reuters, было запрещено присутствовать на выступлении Си и других официальных мероприятиях по «соображениям безопасности», согласно Ассоциации журналистов Гонконга (Hong Kong Journalists Association, HKJA). «Поскольку СМИ не могут направить журналистов на место, HKJA выражает крайнее сожаление по поводу жестких мер, принятых властями для освещения такого важного события», – говорится в заявлении HKJA.

Клуб иностранных корреспондентов Гонконга (The Foreign Correspondents’ Club of Hong Kong, FCCHK) сообщил CNN: «В прошлом подобные официальные мероприятия были открыты для регистрации СМИ без приглашения или проверки». В этот раз, по данным CNN, полиция отклонила заявки некоторых репортеров на освещение официальных мероприятий без дополнительных объяснений. «FCCHK рассматривает эти ограничения, введенные без подробных объяснений, как серьезное отклонение от заявленной приверженности свободе прессы», – заявили они.

Отвечая на вопрос о новых запретах и других ущемлениях гражданских прав за последние пять лет, пропекинский законодатель Гонконга Регина Ип сказала в пятницу в программе BBC Newshour, что «свободы не абсолютны».

Что будет дальше с Гонконгом и Китаем

Пребывание Ли у власти, по сути, означают наступление дна для гражданских прав и политической свободы в Гонконге. Они также демонстрируют пренебрежение Си к глобальным нормам прав человека и растущий геополитический разрыв между Востоком и Западом, считает Лай. «Смысл политики Си Цзиньпина заключается не в том, чтобы привести Китай в соответствие» с этими нормами, сказал он Vox, а в том, чтобы утвердить доминирование в таких местах, как Гонконг и Тайвань, которые угрожают альтернативным видением политической и социальной жизни.

Китайское правительство неоднократно настаивало на том, что китайско-британская совместная декларация является «исключительно историческим документом», – сказал Лай в интервью Vox. «Но дело в том, что совместная декларация – это договор, зарегистрированный ООН», – добавил он.

Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс выступила с заявлением по случаю 25-й годовщины передачи, в котором она назвала договор «юридически обязательным» и осудила «устойчивое разрушение политических и гражданских прав после введения закона о национальной безопасности».

В своем заявлении в четверг государственный секретарь США Энтони Блинкен сообщил, что закон о национальной безопасности «заложил основу для разрушения автономии, прав и свобод жителей Гонконга за последние два года», предоставив властям право арестовывать диссидентов, подавлять независимые СМИ, уничтожать культурное и художественное творчество и в целом ослаблять демократические институты в Гонконге. «Правительственные чиновники распространяли дезинформацию о том, что протесты были делом рук иностранных актеров», – сказал Блинкен в заявлении, добавив, что «они сделали все это в попытке лишить гонконгцев того, что им было обещано».

Но взвешенные заявления иностранных чиновников вряд ли поколеблют Ли или Си. Лай сообщил Vox, что, по его мнению, Ли «продолжит вводить законы о национальной безопасности», и что будущее Гонконга «зависит от Пекина» и его терпимости – или ее отсутствия – к демократическим институтам Гонконга.

Выступление Си в пятницу заставило Ли сосредоточиться на повышении уровня жизни гонконгцев. Он заявил, что «больше всего гонконгцы хотят лучшей жизни, хотят получить просторную жилплощадь, больше возможностей для открытия бизнеса, лучшее образования для своих детей и более качественный уход за престарелыми». Все это соответствует стратегии его правительства сваливать вину за социальное недовольство на экономическое неравенство. Ли, в свою очередь, пообещал экономическое развитие северной части города и дальнейшую интеграцию с южными городами материка, заявив, что «развитие – это золотой ключ к решению социальных проблем и улучшению условий жизни людей».

Но более важным, чем экономическое развитие, для Си является наличие главы администрации, на которого он может рассчитывать в деле сближения Гонконга с материком и подавления любого инакомыслия. «Политическая власть, – сказал он в своем выступлении, приводя к присяге новое руководство, – должна быть в руках патриотов».

Автор: Эллен Иоанес для Vox

Три компании, на которые делают ставку инсайдеры

Медвежий рынок – дело сложное. Инвесторам трудно пробиться сквозь шум, найти верные сигналы и обнаружить хорошие возможности.

Одним из самых четких сигналов является инсайдерская торговая деятельность. Когда старшие директора, учредители и крупные акционеры корпорации покупают или продают акции, это может быть сигналом о силе или, наоборот, слабости компании.

Некоторые исследования показали, что чистая активность инсайдеров в любом месяце положительно коррелирует с динамикой цен на акции в последующие два месяца.

Проще говоря, если инсайдеры покупают больше акций своей компании – это хороший знак. Далее рассмотрим три фирмы, акции которых инсайдеры приобретали чаще всего за последние месяцы.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи