С повышением мотивации молодежи к финансовой деятельности значительно возрастает и ее уровень финансовой грамотности. К такому выводу пришли эксперты, проанализировавшие результаты исследования PISA (Programme for International Student Assessment) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по уровню осведомленности 15-летних школьников в денежных вопросах.
«Изучение финансов и финансовой деятельности важно для меня, так как это расширит мои перспективы и увеличит мои возможности в разных сферах общественной жизни» – группа российских учащихся, согласившаяся c этим утверждением, набрала 523 балла, а группа, придерживающаяся другой точки зрения, только 493 балла.
В то же время те, кто согласился с утверждением: «Мне нравится читать книги и статьи о финансах и финансовой деятельности», – оказались более подкованными в финансовых вопросах (средний результат группы – 524 балла), чем те, для которых чтение специализированной литературы не в радость (508 баллов).
Вместе с тем исследование PISA показало, что интерес учащихся к изучению вопросов, связанных с финансовой деятельностью, является достаточно высоким – колеблется в диапазоне от 52% до 70%. Речь идет о таких темах, как: составление личного финансового плана, пластиковые банковские карты, кредиты, страхование, банковские вклады, защита прав потребителей, налоги, пенсионные накопления и семейный бюджет.
В то же время, как выяснили эксперты, учащиеся менее всего интересуются темой инвестиций на фондовом рынке. Этот вопрос оказался привлекательным только для 40% участников тестирования, что неудивительно, учитывая их опыт финансовой деятельности.
Согласно полученным данным, самыми распространенными практиками среди российских подростков являются: накопление денежных средств (85% учащихся), покупки в интернет-магазинах (72%), оформление страховых полисов (56%) и поиск выгодных условий для приобретения товаров в розничной торговле (54%).
Международная программа PISA – мониторинговое исследование качества общего образования, которое проводится раз в три года при помощи компьютерного теста, для оценки приспособленности подростков к жизни после окончания школы. Оценка проводится на основе анализа данных тестов и опросников о знаниях, навыках и условиях обучения и проживания учеников. С 2012 года в исследовании PISA введено новое направление – оценка финансовой грамотности 15-летних учащихся.
Подробнее об исследовании читайте на сайте Fingramota.org.