Негосударственные пенсионные фонды готовятся конкурировать с брокерами. «Совершенно незаметно возникли ИИС. Я сам несколько месяцев назад случайно познакомился с этим инструментом, и мне кажется, что это реальная угроза для пенсионной отрасли», – заявил на круглом столе «Будущее пенсионного рынка», организованном рейтинговым агентством «Эксперт РА», президент НПФ «Ханты-Мансийский» Алексей Охлопков.
Несмотря на увеличивающийся интерес к этим инструментам, пока цифры не сопоставимы в 35 млн клиентов НПФ. Впрочем, Охлопков считает, что в случае с ИИС речь идет о более качественной клиентской базе: «Пенсионный продукт – это некий продукт, который покупается в полусознательном состоянии. Мы не понимаем, что мы делаем. ОПС – это, по сути, аналог ОСАГО, нотариальных услуг. Люди, которые открыли ИИС, сделали выбор осознанно и будут увеличивать позицию». Эксперт не исключает, что, с одной стороны, как только уровень финансовой грамотности населения повысится, большинство сделает выбор в пользу прозрачных и высокодоходных ИИС. С другой, не за горами то время, когда НПФ придется конкурировать за средства существующего финансового грамотного меньшинства, которое уже сейчас выбирает ИИС.
Инструменты не для всех
Большинство опрошенных FO участников рынка хоть и не исключают конкуренцию с брокерами и банками, но пока не готовятся к ней. «Я думаю, что ИИС можно сравнить с ПИФ, ОПИФ, депозитом, но не с инструментами НПФ. Конечно, возможна все та же конкуренция за свободные денежные средства, но природа продуктов абсолютно разная. Для того, чтобы ИИС был привлекателен, сумма должна составить несколько сотен тысяч рублей, то есть это несоразмерно большие суммы, чем те, которые отчисляет большинство клиентов НПФ», – полагает гендиректор ООО «Пенсионный Партнер» Сергей Околеснов. Бывший глава НПФ «Лукойл-Гарант», первый вице-президент НАПФ Сергей Эрлик, добавляет: «ИИС – это инструмент для тех, кто более-менее понимает финансовый рынок. Я сам занимаюсь инвестированием средств, но многие люди не понимают, как это работает, боятся рисков. Для широкого круга людей пока это не является конкурентным продуктом».Именно сложность ИИС эксперты называют среди его главных минусов по сравнению с массовыми и простыми программами НПФ. Исполнительный директор НПФ «САФМАР» Евгений Якушев так же считает, что ИИС подойдет лишь узкой группе потенциальных клиентов фондов, поэтому о прямой конкуренции говорить не приходится: «ИИС – это хороший инструмент, но чтобы его использовать для формирования накоплений, нужно обладать временем, знанием финансового рынка, определенной квалификацией. Кроме того, ты несешь риски по управлению своими средствами. Сколько людей готово самостоятельно торговать на бирже? Темпы роста ИИС определит то, насколько быстро индустрия ценных бумаг «развернется к людям» и создаст сервисы консультирования. Это перспективно, но не быстро».
ИПК против ИИС
В системе ОПС (обязательного пенсионного страхования) говорить о серьезной конкуренции брокеров с НПФ никому не приходило в голову. Брокеры боролись за свободные средства среднего класса, тогда как НПФ получали пенсионные накопления граждан автоматически. Лишь немногие работники вникали в то, что творится с их деньгами и, тем более, уточняли в какие инструменты НПФ инвестирует их будущую пенсию. Выбор за них обычно делал работодатель. НПФ приходилось конкурировать только между собой. Однако отмена ОПС положила конец массовости данного продукта. Новая концепция ИПК (индивидуальный пенсионный капитал) предполагала более активное участие граждан. Если в случае с ОПС работнику предстояло выбрать только куда направить свои 6%, которые в любом случае будут вычтены из его зарплаты, то в случае с ИПК ему придется согласиться добровольно отдавать еще 6% на будущую пенсию.Сгладить сложность этого осознанного выбора должна была автоподписка. В концепции ИПК, озвученной в начале года, автоподписка называлась как ключевое условие успеха реализации программы. Она подразумевала, что все работники будут автоматически участвовать в новой системе и отчислять до 6% зарплаты. Те, кто не готов в такому сокращению постоянного дохода, должен был бы написать специальное заявление. Однако на днях появилась последняя версия законопроекта, где автоподписка заменена дополнением к трудовому договору. Если реализован будет именно этот вариант, то перевод дополнительных 6% от зарплаты на будущую пенсию станет осознанным выбором граждан.
И тут возникает два вопроса: захотят ли работники вообще что-то отчислять, и, если да, то захотят ли они сделать выбор в пользу НПФ? «36 тысяч – средний доход по стране. Если гражданин находит хоть какие-то финансовые ресурсы, которые он может отложить, он выбирает не пенсионный продукт. Он выбирает либо текущее потребление, либо краткосрочный депозит, потому что с него можно взять деньги при первой необходимости. Минимальный уровень дохода, который позволяет еще найти копеечку для того, чтобы отложить на свою будущую пенсию, – 70 тысяч рублей в месяц. Как налоговыми стимулами, автоподпиской, правильной пиар-компанией государственных пенсионных фондов компенсировать эту разницу в 34 тысячи рублей?» – задается вопросом президент Ассоциации Негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков.
Очевидно, что на пенсию захочет копить эта немногочисленная категория с доходом 70 тысяч и выше. В этих условиях НПФ придется конкурировать за свободные средства среднего класса с банками и брокерами. «Борьба будет, прежде всего, за узкий слой, грубо говоря, в три миллиона человек, которые имеют доходы европейского среднего класса, незакредитованы. С этой точки зрения у нас народу сопоставимо с Сингапуром. Мы думаем, что у нас страна в 140 млн человек, а для этих целей их не больше 3 млн, будет конкуренция за них», – отмечает управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах. Условным 3 миллионам граждан придется выбирать не только между программами пенсионных фондов, но и между продуктами, предлагаемыми брокерами и банками.
Причем ИИС могут оказаться достойной альтернативой. «По факту практически всегда все безналоговые накопления, если мы возьмем американский или британский опыт, конкурируют друг с другом. Грубо говоря, в ИИС больше свободы, очевиднее налоговые льготы. Плюс лучше история, их продвигают в позитивном ключе, чего не скажешь про ИПК. В итоге любой льготный продукт окажется конкурентом с ИИС. Вполне возможно, что конкуренция с ИПК тоже будет», – полагает Антон Табах.
Евгений Якушев уверен, что НПФ смогут дать достойных ответ, предложив более долгосрочный и простой инструмент. «Будут ли НПФ конкурентоспособными в борьбе за свободные денежные средства? Да, так как это одна из возможностей делать долгосрочные инвестиции», – отмечает эксперт.
Впрочем, очевидно, чтобы продолжить наращивать клиентскую базу и удерживать существующих клиентов, им придется правильно позиционировать ИПК, а для этого необходимо определиться с целевой аудиторией. «Я считаю, что пока мы не сформулируем цель ИПК, фокусируя внимание на конкретном сегменте граждан, потому что очевидно, что всех людей ИПК счастливыми не сделает, это будет процесс определения технических деталей», – отмечает Алексей Охлопков. Антон Табах уверен, что ответ на вопрос о целевой аудитории ИПК очевиден: «Если не врать самим себе, то вопрос пенсионного накопления не для всех, а для среднего класса. То есть для тех, кто может заработать, а их не так уж и много».
Так что пока НПФ борются за автоподписку, надеясь заработать не только на сознательном меньшинстве, но и на ленивом большинстве, которое не захочет писать заявление об отказе от участия в ИПК, брокеры продолжают внедрять новый продукт. «Основная целевая аудитория ИИС – это средний плюс уровень дохода. Эти люди продвинутые, они понимают, что делают, и это означает, что НПФ этих людей уже не получат. Они 100% будут отказываться от ИПК», – подытоживает Алексей Охлопков.