Market Vectors / Financial One

Какие проблемы инвесторов ЦБ решил обсудить

Какие проблемы инвесторов ЦБ решил обсудить
4646
Банк России в очередной раз попытался обсудить проблемы инвесторов с некоторыми представителями этого сообщества.

От регулятора были Михаил Мамута, руководящий Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, и Ольга Шишлянникова, директор Департамента инвестиционных финансовых посредников.

Приводим наиболее важные фрагменты беседы

Ольга Шишлянникова

О неквалифицированных инвесторах

Мы решили постепенно снижать долю бумаг в портфелях неквалифицированных инвесторов, которую они могут приобретать. Это значит то, что данное предписание не распространяется на те бумаги, которые уже приобретены инвесторами, мы не требуем продажи этих ценных бумаг. Речь идет о совершении сделок, начиная с 1 октября, с иностранными ценными бумагами недружественных эмитентов

Если клиент после 1 октября подает поручения на приобретение ценной бумаги недружественного эмитента, то брокер, прежде чем исполнять соответствующее поручение, должен будет посмотреть на то, какую долю в портфеле клиента составляют эти иностранные ценные бумаги. С 1 октября мы предполагаем, что такая доля не должна превышать 15%. С 1 ноября – 10%. С 1 декабря – 5%. С 1 января мы предполагаем, что неквалы не смогут подавать поручения брокеру, а брокер не сможет их исполнять, если это поручение касается иностранных ценных бумаг недружественных эмитентов.

Как идет работа по разморозке иностранных ценных бумаг?

Банк России ведет работу совместно с участниками рынка по двум направлениям. Они прямо зависят от того, о каких бумагах идет речь. Первый блок бумаг – это иностранные бумаги с российскими корнями. Здесь большая часть вопросов лежит в сфере российской юрисдикции, соответственно, определенные вопросы мы можем решать на уровне законодательства. 

В частности, за прошедший период был принят ряд таких решений, касающихся квазироссийских ценных бумаг. Это и прямая выплата доходов, минуя иностранную инфраструктуру, где замораживались соответствующие активы. Это и вопрос, связанный с депозитарными расписками, который был урегулирован законодательством. У нас есть две возможности: это автоматическая расконвертация расписок в локальные акции и принудительная расконвертация, которая также позволяет российским инвесторам вернуть возможность распоряжаться своими финансовыми активами. 

Кроме того, было принято законодательство, которое позволяет квазироссийские облигации менять на чисто российские облигации, для того, чтобы у инвесторов также был доступ к своим активам. Последним законом было принято решение о том, что часть российских бумаг, которые учитываются в зарубежных депозитариях, российскими инвесторами могла вернуться в учетную российскую систему без согласия этих депозитариев.

Часть из этих процедур уже запущена и работает, часть принята законодательно, но еще идут процессы, которые предусмотрены законодательством, некоторые завершаются в сентябре-октябре.

Вопрос связанный с заблокированными активами в паевых инвестиционных фондах. Мы уже рассказывали о том, что планируем соответствующие изменения, однако в результате консультаций выяснилось, что нам нужны поправки не на уровне нормативных актов, а на уровне законодательства. Мы данные поправки разработали, сейчас согласовываем их с федеральными органами исполнительной власти. В осеннюю сессию планируем их принять. 

Но, что гораздо более важно, мы выявили ряд налоговых аспектов, которые также необходимо решить на уровне законодательства, чтобы не получить историю, схожую с тем, что у нас произошло по ИИСам. В силу тех предложений, которые мы сделали по ПИФам, могут возникать дополнительные налоговые выплаты у инвесторов. Для того, чтобы их исключить и не ухудшить ситуацию инвесторов, мы сейчас ведем переговоры с Минфином. Надеемся, что в результате переговоров достигнем необходимого решения и через поправки в Налоговый кодекс также будем готовы в осеннюю сессию совместно с основным законом принять необходимые поправки. Это поможет сохранить статус-кво в части налогов для инвесторов, владеющих паями соответствующих ПИФов.

Что касается иностранных активов, был создан Клуб защиты инвесторов на базе Мосбиржи. Уже прошло несколько заседаний, соответственно, работа по коллективному иску ведется в рамках этого клуба. Надеемся, что это тоже будет иметь свои позитивные решения для инвесторов. Также мы с вами знаем, что НРД подал иск в Европейский суд, относительно замороженных клиентских активов. В настоящее время этот иск проходит определенные процессуальные процедуры, поэтому ускорить этот процесс пока невозможно. Будем ждать развития событий. НРД также работает и над другими шагами в рамках административных процедур. Банк России параллельно также прорабатывает ряд новых механизмов, которые позволили бы решить проблему с заблокированными активами, но говорить об итогах пока говорить рано.

Евгений Коган, инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ

Мы загоняем людей на российский фондовый рынок, а какие альтернативы мы предлагаем кроме рынка недвижимости? Я прекрасно понимаю позицию ЦБ.  относительно дружественного и недружественного эмитента. Мы хотим, чтобы наши инвесторы работали на российском рынке, но тогда давайте выстроим нормальную работу на этом рынке, чтобы нам было не стыдно перед людьми, которые нас смотрят. 

Я не хочу говорить о том, что все прекрасно знают. Я хочу сказать напрямую, достала эта инсайдерская торговля на нашем рынке. Достало, что на нашем рынке тот, кто торгует по инсайду молодец, а остальные лохи. Я не хочу кого-то обличать, но само это явление – кошмар. Мы очень любим наш рынок, но на нем нечем торговать. Люди хотят получить альтернативу, но, так как нечем торговать, на рынке низкая ликвидность и большое количество манипуляций. Мы аналитики, и мы привыкли анализировать компании, однако закрытие информации не позволяет это делать. Кроме того, банки сегодня решили, что надо справляться со своими проблемами исключительно за счет клиентов. 

Я прекрасно понимаю, что у нас свободный рынок и банки вправе устанавливать комиссию, но рынок-то не свободный. Высочайшая монополизация инфраструктуры, которую мы имеем, зависит от государства. Но так давайте установим правила игры, потому что иногда у меня есть ощущение, что это не банки, а команда пиратов, которые решили инвесторов хорошо общипать. У нас огромное количество нерешенных проблем: вопросы по дивидендам, вопросы по швейцарским банкам и много других. Какие альтернативы мы предлагаем, чтобы вернуть самое главное – доверие инвесторов. 

Что мы предлагаем: нам надо создать единый реестр квалов. Мы радуемся, что у нас стало много ИИС, только эти счета не предмет радости, это от горя, поскольку люди вынуждены открывать счета, чтобы решать свои проблемы, и затем бегают от брокера к брокеру. Тяжесть тех проблем, которые мы имеем, сегодня зашкаливает, я прекрасно понимаю, что всем сегодня непросто, но почему бы не создать некий институт, который будет заниматься только проблемой замороженных активов. Нам нужно концентрировать эту работу и построить это так, чтобы получить одно окно – институт, куда люди будут обращаться с подобными проблемами. 

Михаил Мамута

Мы согласны с вами на 100% в том, что главное это доверие. И то, что мы сегодня пытаемся делать, это, конечно, шаги, направленные на возвращение доверия. Однако есть проблема. Мы знаем простую вещь: любой кризис рано или поздно заканчивается, и нам нужно этот период пережить максимально спокойно. Мы не все можем заранее предугадать и не все риски исключить. Наши участники тоже столкнулись с совершенно беспрецедентными вызовами, они решали и решают их по мере появления. Иногда, конечно, возникают некомфортные ситуации, но для этого мы с вами и общаемся, чтобы их решать.

Что касается единого реестра квалов, я с вами согласен. Искусственная ситуация, когда клиент вынужден ходить от брокера к брокеру и каждый раз подтверждать свою квалификацию, привязывает человека к брокеру, поскольку ему надо совершать лишние телодвижения. Это создает конкурентное преимущество тем, у кого ты уже как клиент. Это совершенно точно надо менять. Одним из элементов той концепции совершенствования как раз и является создание единого реестра квалифицированных инвесторов, который будет пополняться брокерами в процессе. Для того, чтобы эта система заработала, нам нужно будет поправить закон и делать это мы будем в рамках общей реформы закона. Если все будет нормально, то в следующем году такой реестр появится.

По поводу того, как организовать дискуссию единого окна. Идея очень привлекательная, но у каждого государственного органа свои полномочия, и это немного ограничивает концепцию одного окна. Учитывая, что мы столкнулись с беспрецедентным ростом количества инвесторов за последние годы, у нас есть одна мысль, дать возможность финансовому уполномоченному рассматривать споры относительно имущественных споров и претензий.

Многие случаи, как например с швейцарскими франками, сейчас находятся у нас в анализе. Мы и сами видим, когда профессиональные участники поступают неправильно, но в рамках нашего надзорного воздействия обращаем внимание. Традиционно так получается, что ЦБ не комментирует деятельность действующих компаний, это некая аксиома, потому что наше влияние на их работу очень сильно, и каждое слово может сыграть в ту или другую сторону непредсказуемо. Недавно АРФГ обратились к нам с предложением создать на своей базе мостик между инфраструктурой и инвесторами. Площадка нейтральная, в которую входит сейчас большое количество участников, и, я думаю, что если эту идею продвинуть, то мы можем найти многие решения с вашей помощью.

ЦБ ограничивает продажу ценных бумаг недружественных стран

Брокеры с 1 октября 2022 года не будут исполнять поручения неквалифицированных инвесторов по приобретению ценных бумаг эмитентов из недружественных стран, если в результате сделки доля таких бумаг в портфеле инвестора превысит 15%. Такое предписание Банк России направил брокерам.

С 1 ноября 2022 года порог для таких сделок составит 10% портфеля клиента, с 1 декабря – 5%. С 1 января 2023 года брокеры должны будут приостанавливать исполнение любого поручения неквалифицированного инвестора по увеличению позиции по ценным бумагам иностранных эмитентов из недружественных стран.

Продолжение






Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи