Экспертиза / Financial One

Вырулит ли Uber в прибыль, или обоснована ли ставка на автономный транспорт и доставку еды

Вырулит ли Uber в прибыль, или обоснована ли ставка на автономный транспорт и доставку еды Фото: facebook
6032

Сервис заказа такси Uber изменил привычный всем рынок автомобильных поездок с водителем. После запуска в 2009 году компания заняла лидирующие позиции на рынке США, вторым по величине рынком является Бразилия, а Великобритания занимает третью строчку.

За короткое время компания распространила свое влияние на весь мир, а также стала примером для конкурентов: в 2011 году появился сервис «Яндекс.Такси», а в 2012 году были запущены Lyft, Grab и Didi Chuxing.

В марте 2018 года Uber заключил сделку с Grab о продаже бизнеса в Юго-Восточной Азии за нераскрытую сумму и долю в 27,5% акций совместной компании.

В 2017 году «Яндекс.Такси» и Uber объявили о создании объединенной компании для работы в России, Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. Объединенная компания оценивается более чем в $3,8 млрд. Приблизительно 59,3% предприятия принадлежат «Яндекс», 36,9% принадлежит Uber, а 3,8% принадлежит сотрудникам.

Читайте: Топ-3 компании для тех, кто придерживается стратегии «купить и забыть»

«Uber является ведущим в мире агрегатором такси, занимая в различных странах если не первые позиции, то, по крайне мере, близкие к первым. Объединение «Яндекс.Такси» и Uber за счет синергии бизнеса позволило позаимствовать все лучшие наработки в бизнес-процессах обеих компаний, а также существенно расширить географию присутствия в нашей стране и государствах бывшего СНГ», – отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

В 2019 году Uber провела IPO и привлекла $8,1 млрд. В июне текущего года Санкт-Петербургская биржа допустила акции Uber к торгам в России

Редакция Financial One опросила аналитиков ведущих брокерских компаний на тему того, что они думают о перспективах акций Uber, о развитии сегмента рынка, где компания ведет свой бизнес, а так же, как внедрение новых технологий повлияет на бизнес. 

О прошедшем IPO

«Uber имеет более 91 млн активных пользователей и работает в 700 городах мира. Сейчас Uber торгуется на уровне около $44 за акцию при цене размещения в $45, поэтому нельзя назвать это IPO провальным. Капитализация компании составляет $74 млрд и пока имеет не быстро реализуемые перспективы для роста. В индустрии сейчас не происходит больших изменений, и рынок ожидает органический рост на 30-40%. Несмотря на большую оценку общего рынка транспорта – $3 трлн, куда может выйти Uber и его конкуренты, они пока занимают только до 10%», – комментирует директор аналитического департамента ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.

«Uber планировала продать в рамках IPO 180 млн акций по цене $44-50, таким образом, рассчитывая на оценку в $80,5–91,5 млрд. В первый день торгов стоимость бумаг составила $45 за акцию, однако уже во второй день упала до $41,57 за акцию и лишь в конце июня достигла $46,38 за акцию, после чего цена вновь скорректировалась до $44 за акцию. Таким образом, ценные бумаги компании показывают нестабильную динамику. Инвесторы оценивают убытки организации. На текущий момент мы не видим триггеров для существенного роста и стабилизации акций сервиса. Несмотря на рост выручки, убыток компании растет. По результатам первого квартала 2019 года он составил $1,15 млрд против прибыли в $0,2 млрд за тот же период в прошлом году», – сообщают аналитики ITICapital.

Читайте: Топ-6 банков, на которые стоит обратить внимание

«Результаты IPO оказались ниже ожиданий примерно на 40%. В день выхода на биржу стоимость акции Uber составляла $45, в моменте бумаги приближались к $42. Сейчас котируются вблизи $44. Бизнес глубоко убыточен. При квартальной выручке $3,1 млрд компания демонстрирует убытки на уровне скорректированной EBITDA $0,9 млрд. Компания вынуждена привлекать очень дорогой мезонинный капитал, при этом с учетом темпов роста компания перестанет нуждаться во внешнем финансировании скорее всего ближе к 2023 году, а деньги потребуются уже через 1,5 года», – считает портфельный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

«Мы видим, что при размещении Uber в мае этого года и Lyft несколько месяцев назад в США компании себя явно переоценили. Вроде бы выручка Uber в 2018 году выросла более чем на 40% до $11,5 млрд, а в 2017 году и вовсе в 2 раза – до $8 млрд, но последние 5 лет компания активно наращивала и продолжает наращивать операционные расходы – более $12 млрд за этот период. Таким образом, становится понятно, что даже успешное размещение акций отнюдь не является гарантией роста операционной рентабельности бизнеса в этом сегменте», – добавляет глава аналитического отдела «Риком-Траст» Олег Абелев.

Оценка перспектив акций

«С точки зрения частных инвестиций, это история скорее долгосрочная. Uber по-прежнему является убыточным бизнесом, вероятно, останется таковым еще в течение не одного года. За первый квартал 2019 года убыток составил $1 млрд. При этом выручка, как и число пользователей, продолжают расти. В бумаге, определенно, сохранится волатильность. Инвесторам сферы такси следует, во-первых, смотреть на индустрию портфельно, а, во-вторых, ориентироваться на длинный срок для получения высокой доходности», – считает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.

«Если говорить об акциях Uber, то на стоимость ценных бумаг оказывает воздействие куда большее количество совершенно разнородных факторов. Начиная от дивидендной политики, операционных и финансовых показателей самой компании, и заканчивая общемировой конъюнктурой на фондовых рынках планеты. Так что дальнейшая динамика ценных бумаг данного эмитента представляется крайне трудно предсказуемой», – считает Коренев.

«Акционеры могут столкнуться с падением котировок акций, размытием долей и прочим негативом вплоть до банкротства. Я бы обходил стороной и не верил в обещания заработка на летающих автомобилях», – добавляет Нигматуллин.

Развитие бизнеса

«Один из самых обсуждаемых – это автономный транспорт, который в случае успешного тестирования может увеличить капитализацию компании больше $100 млрд. Однако, как уже было отмечено, реализация данной технологии долгосрочная задача – она запланирована на 2021- 2022 год. Не стоит забывать про рынок доставки еды, который оценивается в $800 млрд, где проникновение Uber составляет менее 1%. Сейчас только данный сегмент может удивить инвесторов резким ростом выручки на отчетную дату 29 августа», – комментирует Меркулов. 

«Причина мощного роста операционных затрат компаний из сегмента Uber банальна донельзя: в стремлении завоевать все большую долю на рынке агрегатор пытается активно демпинговать, но для того, чтобы делать это успешно, нужно снижать ценовые условия для клиентов, это и доставка еды, и такси. А как можно это сделать? Преимущественно доплатами части дохода из своего денежного потока. Именно поэтому Uber и Lyft вынуждены доплачивать клиентам за рост аудитории через агрегацию. 

Читайте: Что такое коэффициент P/E, и почему он важен для инвесторов

«Мне кажется, и в сервисе доставки еды, и в сегменте такси Uber пока нельзя сократить рост операционных затрат, что вынуждает компанию сокращать свой денежный поток, акционерную стоимость и привлекательность для миноритариев. «Яндекс», кстати, осознанно не платит дивиденды, инвестируя в развитие, а Uber этого сделать пока не может, поскольку просто не из чего», – добавляет Абелев.

«Основными позитивными факторами для финансовых показателей сервисов заказа такси является интеграция с функционалом доставки еды. Альтернативным вариантом может послужить увеличение стоимости одной поездки и развитие опции такси с попутчиком. Благодаря данной функции компании смогут сократить количество машин, снизить затраты на ремонт автомобилей. Позитивным фактором для бизнеса также может послужить и диверсификация транспортных средств: предоставление услуг по прокату скутеров, самокатов, велосипедов.

Uber в 2020 году планирует запуск беспилотного воздушного такси UberAIR в Мельбурне, после чего может перейти к внедрению этой технологии и в других крупных городах: Лос-Анджелесе, Далласе и Дубае (в ОАЭ уже развивается технология дронов на борту с человеком). Летающие машины будут оснащены четырьмя пассажирскими местами и областью для размещения чемоданов. Компания не раскрывает стоимости поездки, однако предварительно можно оценить, что полет будет доступен только пассажирам со средним и высоким достатком», – подчеркивают аналитики ITICapital.

«Рынок такси услуг очень перспективен. Внедрение новых технологий позволяет оптимизировать стоимость поездки и предлагать потребителям новые сервисы», – отмечает Бахтин.

«Что касается внедрения летающих автомобилей, то это лучше к Люку Бессону, у него уже давно такси летают», – пошутил Коренев.

Заключение

В мае 2018 года Uber заключила соглашение с NASA о работе над проектом летающего такси. В планах Uber к 2020 году запустить тестирование летающих такси, а в 2023 году начать их коммерческое использование. Uber будет работать над трафиком и логистикой.  NASA возьмет на себя моделирования летающих транспортных средств, как пассажирских, так и для перевозки грузов.

Читайте: Топ-10 компаний для инвестирования от легендарного Уоррена Баффета

Как и многие другие инновационные компании, которые стали осваивать новые сегменты рынка, Uber достиг определенной стадии зрелости бизнеса, когда многое зависит от качества управленческих решений, доверия инвесторов и акционеров. Стоит отметить, что с проблемами также сталкиваются компании со столетней историей, а ошибки совершенные крупным бизнесом попадают в учебники. В настоящее время накоплен большой опыт, как нельзя делать, и у Uber есть большой запас знаний, как и каких ошибок лучше избегать.

Одним из примеров молодой компании, которая сталкивается с вызовами рынка и регуляторными сложностями, является Tesla. Которая с одной стороны, подвергается нападкам критиков, а с другой стороны, еще 10 лет назад мало кто мог подумать, что на устоявшемся рынке автопроизводителей появится новый игрок, который перевернет индустрию.


Что такое коэффициент P/E, и почему он важен для инвесторов

Коэффициент P/E, или соотношение цена/прибыль – финансовый показатель, равный отношению рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на акцию. Это важный финансовый показатель, показывающий, насколько акция той или иной фирмы дорога или дешева по сравнению с ее прибылью.

Многих начинающих инвесторов настораживает то, что финансовые эксперты часто используют причудливые слова или жаргон, знакомые только им. Но такие понятия вовсе не означают что-то сложное или находящееся за гранью понимания. Большинство терминов и «формул» в мире инвестиций на самом деле довольно просты. То же самое можно сказать и о соотношении P/E.

Что такое соотношение P/E

Коэффициент P/E, также известный как отношение цены к прибыли, является простым способом оценки инвестиционной привлекательности акционерной компании. На первый взгляд, формула может показаться сложной, но это не так. 

Подробнее


7 ключевых показателей для быстрого анализа акций перед покупкой

Инвесторы, которые недавно пришли на рынок, сталкиваются с огромным количеством информации по ценным бумагам. На рынке несколько тысяч акций и множество подходов и способов, как их анализировать. 

Но для инвесторов, которые понимают, что начинать нужно с малого, изучение основных правил анализа рынка, а также терминологии, поможет сформировать общее понимание и представление об эффективности деятельности компании и ее акциях. Ниже приведены семь основных параметров, на которые начинающему инвестору стоит обратить внимание перед совершением сделки.

Далее идет мнение от первого лица эксперта USNews World Report Уэйна Даггана.

1. Прибыль на акцию (EPS)

Когда дело доходит до публикации финансовых отчетов, один из самых важных параметров – это прибыль на акцию. Отчеты публикуются ежеквартально и показывают, сколько компания получила прибыли в расчете на одну акцию за отчетный период. Чем выше EPS, тем лучше.

Подробнее






Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи