Экспертиза / Financial One

Как стартапу привлечь финансирование на бирже

5356

Эксперты Банка России вместе с профессиональными участниками рынка ценных бумаг рассказали, как малому и среднему бизнесу оценить свою готовность к выходу на публичный рынок и привлечь финансирование.

Несмотря на неоднозначную рыночную конъюнктуру, российские компании малого и среднего бизнеса начинают проявлять все больший интерес к привлечению финансирования путем размещения ценных бумаг.

За 2023 год пять эмитентов провели IPO на Московской бирже. Отличительной характеристикой текущего года стало то обстоятельство, что на рынок выходили относительно небольшие по размеру компании. Значительную активность на рынке первичных размещений демонстрируют розничные инвесторы, на которых приходится основной спрос.

«Если эмитент обладает потенциалом роста, если собственники и акционеры компании готовы делиться долей в капитале и привлекать безвозвратное финансирование для развития своего бизнеса, при этом отвечая всем требованиям публичной компании по раскрытию информации и обеспечению защиты прав инвесторов, то инструмент привлечения капитала через акции наиболее подходит для относительно небольшой компании», – объясняет начальник управления по работе с эмитентами облигаций Мосбиржи Дмитрий Таскин.

Что касается рынка облигаций Мосбиржи, на данный момент происходит активная адаптация к новой конъюнктуре высокой ключевой ставки. За десять месяцев 2023 года объем размещений корпоративных облигаций составил 3,1 трлн рублей, что превысило итоговые показатели 2022 года, подчеркнул эксперт. 45 компаний провели дебютные выпуски облигаций в объеме 183 млрд рублей, причем 35 дебютантов относятся к категории малой и средней капитализации.

«Несмотря на то, что ставки сейчас достаточно высокие, эмитенты все равно продолжают выходить на рынок. В общей структуре корпоративного долга доля публичных инструментов – в первую очередь мы говорим именно об облигациях – составляет порядка трети. Это достаточно серьезный и сильный показатель», – добавил Таскин.

Облигации становятся все более популярным инструментом привлечения финансирования среди российских компаний. Такой динамике способствуют несколько факторов, среди которых денежно-кредитная политика ЦБ и упрощение процесса выхода эмитентов на рынок облигаций. При этом, по словам Таскина, драйвером развития фондового рынка в целом и драйвером спроса как на акции, так и на облигации относительно небольших компаний являются розничные инвесторы.

Эмитенту, желающему разместить облигации на Мосбирже, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • выручка не менее 120 млн рублей;

  • объем выпуска не менее 50 млн рублей;

  • срок существования эмитента не менее трех лет;

  • наличие рейтинга не ниже BB- или поддержки от институтов развития (поручительство от «Корпорации МСП», якорные инвестиции от МСП банка).

«Выход на биржу с облигациями – это первый шаг на пути к IPO. При размещении облигаций эмитенты формируют вокруг себя профильную инвесторскую базу. Это серьезная предпосылка для того, чтобы выйти на биржу и зафиксировать свою капитализацию», – подчеркнул Таскин.

Публичность эмитента является основным фактором для инвесторов, принимающих решение о вложении средств в ту или иную компанию, отметил в свою очередь Денис Зибарев, управляющий директор департамента рынка капиталов Совкомбанка. Статистика показывает, что доля частных инвесторов составляет 80% в торгах акциями и 32% – облигациями.

«Мы как организаторы, как банки, выводящие на рынок эмитентов, заинтересованы в том, чтобы на рынок выходило как можно больше понятных компаний с внятной бизнес-структурой, с внятной финансовой моделью, которые могут рассказать о своей деятельности и не только в самом начале заинтересовать инвесторов, но и потом поддерживать рабочий процесс взаимодействия с инвесторами», – говорит Зибарев.

На пути к выходу на рынок компании предстоит пройти несколько этапов, которые могут растянуться на несколько месяцев. Но все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Одно из ключевых условий успешного размещения заключается в наличии у эмитента надежного партнера в виде инвестиционного банка, отметил эксперт: в последнее время в практике размещений используются тандемы или даже тройки инвестиционных банков.

Отвечая на вопрос о том, может ли компания провести размещения без организатора, рейтинга, аудита и прочих аспектов, Зибарев сообщил следующее: «Да, можно постараться. Можно выпустить коммерческие облигации – там требования попроще. Но тем не менее, мне кажется, вполне адекватно воспользоваться всей биржевой инфраструктурой, которая работает, ведь вы начинаете писать свою большую историю на рынке».

Совкомбанк предъявляет следующие требования к потенциальным эмитентам:

  • сильный бренд;

  • корпоративное управление: понятная и открытая система;

  • четкое выделение эмитента в структуре компании или холдинга;

  • наличие кредитного рейтинга не ниже BB- или готовность его получить;

  • аудитор из реестра Банка России;

  • ежегодная выручка не менее 0,5 млрд рублей;

  • существование компании не менее трех лет.

Как сейчас российскому инвестору покупать иностранные акции

Об инструментах для диверсификации портфеля и потенциальных рисках рассказала независимый финансовый советник Наталья Смирнова на YouTube-канале «Smirnova Capital». 

По словам эксперта, российские инвесторы по-прежнему могут собрать диверсифицированный портфель, при этом необходимо учитывать некоторые риски.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи