Акции американского производителя электрокаров Tesla в среду, 14 января, обвалились на 5,6%. Но это полбеды: стоимость бумаг компании Илона Маска уже на 30% ниже пиковых значений сентября 2014 года и соответствует показателям осени позапрошлого года. Почему рынок разлюбил самый яркий автопроект столетия?
Для активно растущего бизнеса такая серьезная переоценка его стоимости крайне неприятна. Приняв участие в бурном росте котировок акций Tesla в стиле интернет-компаний начала века, сейчас инвесторы явно сделали паузу, чтобы понять, не слишком ли оптимистично они оценивают небольшого производителя автомобилей. Всё-таки предлагать $25,6 млрд за убыточную компанию, продающую чуть больше 30 тысяч машин в год менее чем на $3 млрд, - как минимум странно.
Падение цены акций Tesla было вызвано неоднозначным впечатлением, которое оставило выступление главы компании Илона Маска в рамках Automotive News World Congress в Детройте. Легендарный предприниматель рассказал, что продажи электрокаров в Китае тормозятся неразвитостью сети подзарядки аккумуляторов. Это не очень большая проблема на фоне высокого спроса в других странах, но невыполнение планов портит инвесторам настроение.
Вторая новость, озвученная Маском, имеет более важное стратегическое значение. По его словам, Tesla не намерена показывать прибыль по GAAP как минимум до 2020 года. Все ближайшие годы компания продолжит активно инвестировать в строительство заводов, а также в исследования и разработки, в том числе, в создание новой относительно дешёвой (примерно $35 тысяч без льгот и налоговых вычетов) и потенциально массовой модели Tesla Model 3. Более того, по оценкам компании, прибыльной она станет только при объёме производства более 500 тысяч машин в год, то есть в 15 раз больше, чем сейчас. Именно этого уровня Маск планирует достичь к 2020 году, а к 2025 году он хочет производить «миллионы» электромобилей ежегодно.
Насколько реалистичны столь смелые планы? Переход от сегмента дорогих машин, больше похожих на престижные игрушки, к массовому рынку означает необходимость смещения акцента в маркетинге в сторону экономической эффективности. Проще говоря, стоимость эксплуатации электрокара должна быть ниже, чем у бензиновых конкурентов.
При цене нефти выше $100 за баррель и бензина выше $4 за галлон (в США) экономия на топливе, возможно, имела смысл. Но при цене бензина менее $2 за галлон (а в недалёком будущем, вероятно, и $1-1,5 за галлон) экономическая эффективность даже относительно недорогой модели Tesla вызывает сомнения. К тому же бензиновые двигатели становятся с каждым годом совершеннее, потребляя всё меньше топлива на 100 км пути. Дешёвое органическое топливо также может значительно снизить объём продаж электромобилей или, как минимум, отодвинуть «электробум» в автоиндустрии на несколько лет. Готовы ли инвесторы покупать акции Tesla сейчас, чтобы получить хоть сколько-нибудь приличную доходность по ним к 2025 или даже к 2030 году?
Фактически, ставка на Tesla - это ставка на дорогую нефть. Не случайно график акций компании в последние месяцы сильно напоминает график стоимости барреля (с поправкой на более медленное снижение). Именно предположения участников торгов по поводу долгосрочного тренда цены нефти определяют степень их уверенности в безоблачном будущем Tesla. Не зря в своём выступлении на Automotive News World Congress Илон Маск сделал акцент не на эффективности электрических двигателей в сравнении с бензиновыми, а на их безвредности для окружающей среды. Причём глава Tesla призывает не только стыдить производителей традиционных автомобилей за выбросы, но еще и наказывать их специальным экологическим налогом. Подобный механизм существует и сейчас - как минимум в некоторых штатах США, - но он не мешает автоконцернам наращивать поставки бензиновых машин. В условиях же дешёвой нефти и развитию экономичных двигателей без особого режима благоприятствования со стороны государств компании Tesla, похоже, не обойтись.
Другой фактор, сдерживающий оптимизм инвесторов, - растущая конкуренция на рынке альтернативных транспортных средств. Так, в конце прошлого года японская Toyota начала продажи «водородного» электромобиля на топливных ячейках. В отличие от литиевых аккумуляторов Tesla, в машинах Toyota Mirai энергия запасается в специальных «водородных баках», достаточно безопасных для использования в автомобилях. Илон Маск уже успел назвать «водородный» транспорт «чрезвычайно глупой идеей». Toyota, посвятившая полтора десятка лет исследованиям и разработкам двигателя на топливных ячейках, с этим не согласна, как и Mercedes, представивший собственный концепт «водородного» автомобиля. Конкуренцию будущей массовой Tesla Model 3 создают и традиционные «литиевые» электромобили, давно и успешно продающиеся той же Toyota и другими компаниями, а также машины с гибридными двигателями.
Акции Tesla сегодня - не столько доля в бизнесе, сколько опцион на прибыль от продаж электромашин в довольно отдалённом будущем. Как и у любого опциона с далёким сроком исполнения, цена бумаг Tesla может быть весьма волатильна и зависит от стратегических прогнозов инвесторов. С осени 2014 года их настроения меняются от безудержного оптимизма и едва ли не поклонения гению Илона Маска к более осторожным ожиданиям, основанным на реалистичных подсчётах и перспективах рынка нефти. Сейчас капитализация Tesla всего вдвое ниже стоимости GM, которая производит около 10 млн автомобилей в год, имеет выручку под $160 млрд и прибыль, превышающую годовую выручку детища Маска. Возможно, крах на рынке нефти стал лишь поводом для охлаждения интереса к бумагам Tesla.