Британский фунт продолжает «медвежье» ралли после референдума о выходе Великобритании из состава ЕС. На утренней азиатской сессии фунт упал к доллару до отметки в 1,28. Таких уровней не было со времен окончания Аденского кризиса 1967 года, когда британцы после кровопролитных вооруженных столкновений вывели свои войска из Йемена – своей бывшей колонии.
До исторического минимума по фунту, зафиксированного в начале 1967 года, остается порядка 18%. Конечно, рассчитывать на паритет сейчас не приходится. Банк Англии наверняка выйдет с какими-то мерами в рамках денежно-кредитной политики, чтобы предотвратить негативные экономические последствия. Уже сейчас аналитики заявляют, что стоит ожидать понижения процентной ставки в целях стимулирования экономики. Сильная экономика – сильная валюта. Традиционное правило, которое работает в условиях свободного курса. Обменный шок сглаживает шоки, помогает экономике устоять на ногах.
Однако падение фунта до уровней «аденского шипа» имеет беспрецедентный исторический характер, фактически став очередным этапом современных валютных войн между Центробанками. Хотя и формальной причастности Банка Англии к столь глубокой девальвации фунта нет – референдум народный, реакция рынка вполне адекватна формату события, поскольку возможен разрыв части торгово-экономических связей с партнерами из Европы, отток капитала из Британии.
Великобритания имеет шестую экономику в мире после США, Китая, ЕС, Японии и Германии. Еще немного – и по валовому внутреннему продукту в долларах США она ($2,84 тлрн) пропустит вперед Францию ($2,82 трлy). Однако иногда нужно упасть, чтобы подняться. После начала 1990-х годов британская экономика так и не смогла показать квартальные темпы роста ВВП выше 2%, а после кризиса subprime он и вовсе замедлился до 0,5-1%.
Поэтому, несмотря на падение фунта, следует относиться к этому, как к нормальной рыночной истории, которая, вероятно, и не перейдет в рецессию. Последняя рецессия в Британии была связана с кризисом 2008 года. С 2009 года темпы роста экономики островного государства были выше нуля. Сохранятся они такими и сейчас. Вопрос лишь в том, поможет ли девальвация фунта преодолеть это проклятие в виде околонулевого квартального роста или нет.