*****
Для меня первым опытом стало участия в общем собрании акционеров «Белоярского экспериментально-опытного завода». Надо сказать, что «Белоярка» для жителей Свердловской области и тогда и сейчас автоматически связывается с Белоярской АЭС, атомом, а тут ещё и собрание на экспериментально-опытном предприятии.
Отсюда понятно, хотя бы отчасти, почему подъезжая к зданию клуба, в котором должно было пройти собрание, я судорожно пытался освежить в памяти знания по атомной физике. Здание клуба и снаружи, и внутри оставляло впечатление хронической ветхости, но я это уже объяснял вопросам конспирации, характерной для всего связанного с атомом. Это же впечатление усилилось и в ходе доклада генерального директора, который был посвящён проблемам и успехам в выпуске всего двух изделий с названиями «воронка» и «бочка».
Весь настрой, с которым я приехал на собрание придавал уверенности в том, что за этими названиями на профессионально-секретном жаргоне скрываются изделия, обеспечивающие стратегическую безопасность страны! Ценность пакета акций у меня в руках и, что скрывать, собственная значимость достигла максимума к концу собрания, и тут мой сосед в зале вполголоса пробормотал: «Ерунда это всё, никому это скоро не будет нужно – собирать живицу уже сейчас смысла нет!». В результате короткого диалога выяснилось, что «бочки» и «воронки» – это просто бочки и воронки – инвентарь для сбора живицы – смолы хвойных деревьев!
*****
Другое собрание, но уже на акционерном обществе с более чем реальной ценностью. Начало собрания постоянно переносилось, и группы акционеров живописно расположились на лужайке перед зданием ДК. Глава правительства области челночно курсировал между группами акционеров, пытаясь выступать модератором между группами интересов и не допустить перехода акционерной дискуссии в острую или даже горячую фазу.
Благостность картины нарушалась только в те моменты, когда премьер области вынужден был обращаться к одной из сторон, представленной средних лет мужчиной в костюме «Адидас», привычно и невозмутимо сидящим на корточках. Что греха таить, картинка власти в хорошем деловом костюме, склонившаяся в уважительном поклоне к фигуре в спортивном костюме «Адидас» – это тоже кадр и примета того времени.
*****
Острота борьбы за контроль значимых предприятиях зачастую толкала участников к самым неожиданным формам противостояния. Одним из таких предприятия достаточно долго оставался Качканарский ГОК. Запомнилось одна из поездок на очередное собрание акционеров ГОКа, когда решался вопрос смены генерального директора и переизбрание совета директоров.
От Екатеринбурга до Качканара примерно 245 км. Останавливать и проверять документы начали с десятого километра, и чем ближе мы подъезжали, тем чаще. Наконец, за 30 км до цели, когда мы уже свернули с тракта, на импровизированном пункте ГАИ стояли автоматчики и останавливали все машины.
На вопрос «Как дальше ехать?» официальные лица отвечали: «А дальше проезда нет, поезд сошёл с рельсов!». Накал борьбы был таков, что для достоверности стороны действительно были готовы пускать поезда под откос, чтобы сорвать проведение собрания.
Книга выйдет в 2 тт. в издательстве «Экономическая летопись». Генеральным партнёром по её изданию выступила группа Санкт-Петербургской биржи и ассоциация «НП РТС», партнёрами: независимая регистрационная компания Р. О. С. Т. и инвестиционная фирма «Олма».
Генеральный информационный партнёр – Fomag.ru.
Еженедельно мы размещаем отрывки из готовящейся книги.
Наиболее интересные рассказы об опыте работы на фондовом рынке наших читателей, исторические фотографии, комментарии … будут поощряться. Их авторы получат уже вышедший первый том «История фондового рынка. Опыты регулирования ФКЦБ и ФСФР. Персональные дела и деяния» с автографом автора (либо по желанию без него).
Материалы можно посылать в адрес редакции i.shlygin@fomag.ru либо в адрес издательства nk@letopis.ru
Предыдущие публикации
Несколько причин обратить внимание на первый том «Истории фондового рынка» (читать)
«Ну, зону строгого режима можно сдавать в аренду?» (текст здесь)
«Как-то раз возвращаюсь с работы, вижу в подземном переходе бабулька чипсами торгует, спрашиваю – сколько стоит, а она: "По тысяче, Дима, по тысяче". Я пригляделся…» (ознакомиться)
«Осенью 1992 года я имел наглость появиться в кабинете директора по экономики одного столичного завода....» (узнать, что было дальше)
«И я нашёл выход – скупил весь алкоголь в местном магазине» (подробнее)
«Мёртвые души и фондовый садизм» (кликните левой клавишей мыши)
«После литра выпитой директор регистратора неуверенной походкой…» (читать)