Lifestyle / Financial One

«Как-то раз возвращаюсь с работы, вижу в подземном переходе бабулька чипсами торгует, спрашиваю – сколько стоит, а она: "По тысяче, Дима, по тысяче". Я пригляделся…»

«Как-то раз возвращаюсь с работы, вижу в подземном переходе бабулька чипсами торгует, спрашиваю – сколько стоит, а она: "По тысяче, Дима, по тысяче". Я пригляделся…» Фото: facebook.com
6052

Мы продолжаем публиковать выдержки из будущей книги Николая Кротова «Период беззакония (1988–1996 гг.), из серии «История фондового рынка», охватывающей годы до принятия закона «О рынке ценных бумаг».

Сегодня не будет обычной истории. Мне хотелось бы вспомнить российских дам, бросившихся в пучину фондового рынка первой половины 1990-х годов. Их роль в этой истории напоминает участие женщин-старателей при освоении американского Дикого Запада.

Безусловно, сразу вспоминается «мама фондового рынка» Белла Ильинична Златкис… Дамы работали в группе консультантов: Галина Аксёнова Мария Чураева, Татьяна Медведева, Наталья Лебедева…

Особо интенсивно, естественно, внедряли капиталистическую финансовую культуру в почти дистиллированную местную действительность, освобождённые женщины Запада, представители Гарвардского университета Юлия (Джулия) Загачин (руководившая Московским аукционным центром, Депозитарно-клиринговой компанией – ДКК), Нэнси Циммерман и Элизабет Хеберт.

Нельзя не вспомнить курировавших работу с журналистами в ресурсном секретариате Андреа Резерфорд и Ларису Солодухину (потом она будет и пресс-секретарём Андрея Козлова). Одна отвечала за работу разработку стратегии и планирование взаимодействий с иностранной прессой, другая – с отечественной. Как говорил Дмитрий Васильев: «У меня хорошие отношения с прессой, потому, что утром Андеа пьёт кофе с иностранными журналистами, а вечером Лариса – пиво с российскими».

В команде Банка России, а значит Андрея Козлова, интенсивно готовили документы Лариса Азимова, Екатерина Дёмушкина…

Были дамы-регистраторы. Например, начальник отдела Фонда имущества города Находка Лариса Чухина работала в самом «пекле» – в городе, где приватизация началась еще до появления ваучеров.

А вот среди дилеров и брокеров женщин практически не было.

Рассказывают, что РТСБ они работали кассирами и счётчицами на «столах». Порой прибывали цыганки, отмечали небольшое количество активных пенсионерок. Но особо заполнилась дилерша пришедшая на биржу в ноябре 1993 года (может быть кто-то из читателей её вспомнит!). Анонимному мемуаристу она запомнилась «дурацкой», по его словам, шубой искусственного меха. Начав торговлю с «двух ваучеров», она быстро расширяла свой бизнес, не меняя шубу. Рассказывали, что она не боялась ездить на скупку чеков в регионы. Отмечали её способность продать собранное по максимальной цене, а откупать по минимальной. Уже через полгода, в мае, она работала с собственной «тонной». Это удалось её благодаря фантастической работоспособности. Поскольку самостоятельное проведение расчётов по сделке в тысячу ваучеров занимало слишком много времени (15–20 минут) она использовала двух-трёх помощников. Последний раз видели во время обвала «МММ».

«Как-то раз возвращаюсь с работы, – рассказывал один из активных участников ваучерных торгов, — вижу в подземном переходе бабулька чипсами торгует, спрашиваю – сколько стоит, а она: "По тысяче, Дима, по тысяче". Я пригляделся, да я ж её знаю, работала полтонной ваучеров, торговалась до последнего, апеллируя к своему преклонному возрасту. Говорю: что с Вами случилось то? Да сначала «МММ», – отвечает, – а потом «Чара», приходится теперь в переходе стоять».

В заключении хотелось вспомнить еще об одной яркой личности в начальной истории фондового рынка нашей страны – трагически погибшей в декабре 2001 года Галине Стародубцевой.

Галина Стародубцева, начинала работу на фондовом рынке в конце 1991 года, когда она была студенткой юрфака МГУ и параллельно руководила брокерской фирмой в Брянске.

Калинин М. Н.: «Галя, можно сказать, формировала фондовый рынок в Брянске, потихоньку спекулировала акциями, как и все мы в то время. Такая забавная девочка в вечных джинсах, с невероятного размера кошёлкой, как у "челноков", набитой разными договорами, проектами и ваучерами. Именно Галина — автор одного из самых курьёзных и уникальных прецедентов в регистраторской практике. В период размещения ваучеров ей удалось подписать на акции целую психиатрическую больницу. Со всех больных собрали ваучеры, а главный врач выступил уполномоченным лицом».

Руководитель Информационного центра для регистраторов П. И. Фатеев пригласил её в 1994 году поработать в ИЦР. И она там стала единственным юристом, знающим не понаслышке фондовый рынок в требуемых аспектах.

Козлов А. А.: «При первой встрече эту хрупкую молодую девушку трудно было воспринять всерьёз, но, как только начиналась дискуссия, тут уж сразу чувствовался и профессионализм, и душевная цельность абсолютно зрелого человека. Галина Стародубцева не просто стала фактически первым президентом ассоциации ПАРТАД, созданной под эгидой ФКЦБ. Она рискнула быть очень независимым президентом ПАРТАД, заручившись поддержкой со стороны всех возможных госорганов, умудряясь ни с кем из них не ругаться, хотя Федеральная комиссия всегда вела себя достаточно агрессивно по отношению к другим государственным ведомствам».

С приходом Г. Г. Стародубцевой ПАРТАД стала быстро «профессионализироваться». Началась серьёзная работа над нормативными документами с привлечением госрегулятором специалистов и экспертов, работающих у регистраторов и в депозитариях.

Позже Галина фактически с нуля создала Национальный депозитарный центр, самый крупный на тот момент в России.

Козлов А. А.: «Когда в 1998 году грянул кризис, ГКО "заморозили", разрешив получить деньги только частным лицам, не дожидаясь расплаты с юридическими лицами. На Стародубцеву хлынул поток "предложений" изменить записи в документах депозитариев, переписав вклады юридических лиц на частников, на неё оказывали сильное психологическое давление, были даже угрозы. Но она всем смогла дать отпор, внятно разъяснив, что никаких нарушений закона не допустит. Не всякий мужик смог бы вынести такую нагрузку, а Галя была одна с маленьким ребёнком на руках. Но у неё был очень крепкий, цельный характер, без всяких комплексов и метаний. Она точно знала, что в жизни правильно, а что — нет. Именно это, наверное, помогало ей пережить бесчисленное количество стрессов, а добрая душа не давала сломаться и стать циником».

Безусловно, я кого-то из героинь первой половины 1990-х годов я пропустил! Но автор и редакция журнала, их всех любит и помнит!

С праздником! 

Напоминаем, книга выйдет в 2 тт. в издательстве «Экономическая летопись». Генеральным партнёром по её изданию выступила группа Санкт-Петербургской биржи и ассоциация «НП РТС», партнёрами: независимая регистрационная компания Р.О.С.Т. и инвестиционная фирма «Олма».

Генеральный информационный партнёр – Fomag.ru.

Еженедельно мы размещаем отрывки из готовящейся книги.

Наиболее интересные рассказы об опыте работы на фондовом рынке наших читателей, исторические фотографии, комментарии … будут поощряться. Их авторы получат уже вышедший первый том «История фондового рынка. Опыты регулирования ФКЦБ и ФСФР. Персональные дела и деяния» с автографом автора (либо по желанию без него).

Материалы можно посылать в адрес редакции i.shlygin@fomag.ru либо в адрес издательства nk@letopis.ru





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи