В прошлую среду 89-летний основатель Vanguard Group Джон Богл проходил курс лечения в больнице, но уже четверг он, как всегда активный, возглавил 17 конференцию «Боглхедов» в Филадельфии.
Bogleheads.org – это онлайн сообщество единомышленников-поклонников бережливости, особенно, если дело касается «экономных» индексных фондов. И хотя прошло более двух десятилетий с тех пор, как Богл стал главным исполнительным директором Vanguard, он до сих пор остается для «Боглхедов» своего рода путеводным светом. В следующем месяце у Джона выйдет новая книга под названием «Придерживайся курса» (Stay the Course).
В начале своего выступления в четверг Богл процитировал слова древнегреческого драматурга Софокла: «Нужно подождать до вечера, чтобы увидеть, как прекрасен был день». Затем он добавил: «Я думаю, что мой вечер наступил здесь, и мне это не очень нравится».
За свой «длинный день» Богл увидел многое, в том числе запуск первого индексного паевого фонда в 1976 году. Он говорил о том, что представляло собой инвестирование десятилетия назад, а также о настоящем положении дел, подкрепляя свои рассказы статистикой. Вот лишь некоторые из его комментариев с конференции на прошлой неделе:
1
Богл отметил, что сегодня суммарная доля традиционных индексных инвестиционных фондов и биржевых инвестиционных фондов составляет 37,8% от всех активов, имеющихся в фондах, инвестирующих в акции и облигации. При этом данное значение составляло 9,1% в 2000 году и 21,2% в 2010 году. В последнее время ETF стали популярнее, чем традиционные паевые индексные фонды.
Богл не очень доволен таким положением дел – по его мнению, инвесторы слишком быстро покупают и продают ETF. Тем не менее он признает, что со временем немного смягчился в этом вопросе. «Я не хочу высказываться о ETF слишком резко, поскольку и для них можно найти хорошее применение».
2
Зачем инвестировать в индексные фонды? Богл, опять же, переходит к цифрам. Давайте посмотрим, как обстоит ситуация с инвестиционными фондами, придерживающимися активных стратегий, например, инвестирующими в компании с высоким уровнем капитализации или в компании средней и малой капитализации, или с фондами, которые придерживаются смешанных стратегий и т.д. Всего 7% активно управляемых фондов за последние 15 лет превзошли свой бенчмарк, согласно данным S&P Global.
Сторонники активного управления часто утверждают, что их стратегия больше подходит к менее эффективным рынкам, например, по отношению к акциям компаний с малой капитализацией. Но Богл отмечает, что за последние 15 лет активно управляемые фонды с крупной капитализацией отставали от своего бенчмарка в среднем на 1,54 процентных пункта, фонды средней капитализации – на 2,01, малой – на 2,24. Большую нехватку средств у компаний с малой капитализацией он объясняет высокими торговыми издержками и увеличивающимися годовыми расходами.
3
Многие инвесторы стремятся «наполнить» свои портфели недооцененными ценными бумагами. Но, как отмечает Богл, хотя за последние 90 лет такой подход показывал большую эффективность, чем покупка растущих акций, в последние десятилетия эта стратегия сошла на нет.
«Если вы думаете, что что-то со временем будет становиться только лучше, скорее всего, все случится как раз наоборот, – шутит Богл. – С тех пор как Vanguard в 1992 году запустил свои первые индексные фонды, ориентирующиеся на акции недооцененных компаний, и те, которые включают акции растущих, их средняя годовая доходность была почти одинаковой».
4
С конца 2014 года фонды Vanguard охватили 80% чистого притока новых денежных средств. В настоящее время компания управляет почти четвертью всех активов, размещенных в фондах акций и облигаций, что более чем в два раза больше, чем у Fidelity Investments, следующей по величине компании по управлению активами.
В ответ на это Fidelity развернула четыре индексных фонда с нулевыми годовыми расходами. «Они явно прилагают все усилия, чтобы создать своего рода шоу в этом бизнесе, – говорит Богл. – На месте Fidelity я бы сделал то же самое. Думаю, успех им гарантирован».
Богл признается, что его компания не собирается соперничать с Fidelity, завышая стоимость некоторых фондов, чтобы субсидировать другие. Тем не менее он отмечает, что инвесторы не станут продавать ценные бумаги, которыми владеют на данный момент, только чтобы купить их в фонде с нулевыми годовыми расходами. По мнению Богла, это было бы просто глупо – налог на прирост рыночной стоимости капитала в итоге не оставит и следа от потенциально сэкономленных средств.
5
Богл считает, что в течение следующих десяти лет номинальная корпоративная прибыль будет увеличиваться в среднем на 4% в год. Дивидендные выплаты принесут инвесторам еще 2%, так что в целом общая доходность вкладчиков составит 6% ежегодно. «Возможно, [фондовому рынку] потребуется падение на 25%, чтобы стоимость вернулась к нормальному уровню», – отмечает Богл. По его мнению, прибыль инвесторов в течение следующего десятилетия снизится до 4% (или до 2%, учитывая инфляцию). Если говорить о инвесторах в облигации, доходность составит 3,5% в год (или 1,5% с учетом инфляции). «Ситуация, которая сложилась на фондовом рынке сегодня, поистине прекрасна, но только в краткосрочной перспективе, – предупреждает Богл. – Обстановка накаляется, но рынок как всегда беспечен».
Что делать в том случае, если уровень ожидаемой доходности снизится? «Лучшее решение – сэкономить как можно больше денег, – советует Богл. – Затраты в сложившейся ситуации лучше исключить».
А как поступить с акциями? «Все зависит от ваших финансовых возможностей, а также от эмоциональной способности выдержать падение рынка, – говорит он. – Возможно, разумным решением будет продажа. На падении вы можете сделать 5 или 10 процентных пунктов прибыли, но нет никакой гарантии на такой исход».
Это интересно:
Куда инвестируют свои деньги богатейшие люди планеты
Доходная альтернатива банковским вкладам