Новостной поток

Казахстану придется раскошелиться на импорт керосина из РФ из-за растущего авиатрафика

16.06.2022 18:06
682

(Рейтер) Казахстан вынужден будет импортировать дорогой
авиакеросин из России в июле, чтобы покрыть растущие потребности
авиаперевозчиков в топливе, однако санкции осложняют эти сделки, говорят
отраслевые источники.
    Казахстан наращивает количество международных авиарейсов на фоне сезонного
спроса, улучшения эпидемиологической обстановки в стране, а также за счет
транзитных грузовых и пассажирских авиарейсов в условиях закрытия воздушного
пространства РФ из-за санкций.
    Так, согласно данным министерства индустрии и инфраструктурного развития
Казахстана (МИИР РК), в настоящее время международные полеты выполняются в 27
стран по 102 маршрутам с частотой 446 рейсов в неделю, тогда как в  июне 2021
года рейсы по международным направлениям выполнялись в 13 стран по 43 маршрутам
с частотой 122 рейса в неделю.
    Крупнейшие аваиаперевозчики страны - Air Astana и SCAT - говорят о росте
пассажиропотока на 18-20%.
    Казахстан не может самостоятельно обеспечить растущий спрос на авиатопливо,
особенно во время сезонных ремонтов НПЗ страны, и, получив от
России авиатрафик даром, должен будет заплатить за керосин, говорят трейдеры.
    "Потребление керосина в аэропорту Алма-Аты в последнее время стало намного
выше, чем в прошлом году, из-за закрытого неба над РФ, без импорта могут ввести
ограничения на заправку", - сказал трейдер.
    Нехватку топлива усугубит ремонт основных установок крупного Павлодарского
НХЗ с 8 по 27 июля, поскольку производство авиакеросина в этот период не
планируется.
    "В июне хватит собственного керосина, в июле из-за ремонта Павлодарского
НПЗ импорт будет нужен", - сказал отраслевой источник.
    Минэнерго Казахстана и госкомпания Казмунайгаз не ответили на запрос Рейтер
о планах производства и импорта авиакеросина в июле.
    По оценке Рейтер и участников рынка, в июле Казахстану может понадобиться
от 20 до 40 тысяч тонн импортного авиакеросина, а потребление топлива
увеличиться до 75.000 тонн.
    Павлодарский НХЗ обеспечивает треть необходимого потребителям Казахстана
авиакеросина, в мае с завода отгружено около 22.700 тонн топлива,
свидетельствуют данные Refinitiv Kortes с ссылкой на
Информационно-аналитический центр нефти и газа Казахстана.
    Дефицит авиакеросина на рынке Казахстана во время ремонта на Павлодарском
НХЗ уже наблюдался в октябре 2021 года.
    Высокие цены и сейчас удерживают казахстанские авиакомпании от импорта
российского топлива наряду с недостатком предложения со стороны российских
производителей из-за сезонного спроса, а также проблемами с оплатой российского
ресурса.
    По данным железнодорожной статистики, казахстанские авиакомпании в
марте-мае текущего года снизили импорт российского авиакеросина до 700 тонн в
месяц с 2.600 в феврале и 22.300 тонн в январе.
    Однако в июне НПЗ Орскнефтеоргсинтез планирует отгрузить 12.000 тонн
авиакеросина для аэропорта Алма-Аты, из которых уже доставлено
около 4.500 тонн продукта, по данным железнодорожной статистики, публикуемой
Refinitiv Kortes. 
    По информации трейдеров, партии российского авиатоплива подорожали на этой
неделе на российско-казахстанских погранпереходах до $1.000-$1.120 за тонну по
сравнению с предложениями на прошлой неделе $812-$823 за тонну с налогами
Казахстана, согласно мониторингу Refinitiv Kortes. Аваиакеросин казахстанского
производства  реализуется по $413-$488 за тонну на FCA НПЗ с НДС.
    "Цены на импорт высокие, для нас неприемлемые, в июне покупать не
планируем", - сказал источник в авиакомпании Казахстана.
    Высокие цены - не самая большая проблема по сравнению с платежами, говорят
трейдеры.
    "Есть проблемы с платежами за нефтепродукты из РФ как в рублях, так и в
долларах, казахстанские банки не хотят связываться с российскими
нефтекомпаниями, подпавшими под санкции, конвертация тенге в рубли -
невыгодная", - отметил трейдер.   
    Ниже представлен график изменения оптовых цен на российский и казахстанский
авиакеросин в Казахстане, в долларах за тонну с НДС.
        
    
    
    
    ПОТРЕБЛЕНИЕ
    По оценке Рейтер, потребление авиакеросина в Казахстане за пять месяцев
текущего года выросло в среднем на 34% в годовом выражении: от 55.100 в январе
до рекордного за последние два с половиной года объёма в 76.900 тонн в апреле.
Потребность в авиакеросине в июне и в июле может составить около 75.000 тонн в
месяц. 
    Производство авиакеросина на трех НПЗ Казахстана за пять месяцев 2022 года
увеличилось до 296.000 тонн с 204.880 тонн за аналогичный период прошлого года,
запасы топлива на нефтебазах республики снизились 10 июня до 38.430 тонн с
максимального в этом году уровня 60.122 тонн в середине февраля, по данным
Refinitiv Kortes. 
    Ниже представлен расчет потребления авиакеросина в Казахстана, в тысячах
тонн:       
        Авиакеросин          янв 22   фев 22   мар 22  апр 22   май 22  июн 22*
 Отгрузка с НПЗ                 50,1     59,8    57,1     63,8    66,0     52,8
 Импорт                         22,3      2,6     0,7      0,7     0,7     10,0
 Экспорт                           0      0,1     0,1        0       0        0
 Потребление в 2022 г.          55,1     61,5    60,8     76,9    67,2     70,6
 Потребление в 2021 г.          39,9     45,9    66,8     44,7    52,2     61,3
 Изм в %                          33       34      -9       72      29       15
 * - прогноз Рейтер    
    

    







Интервью: Профильное образование и профессиональный опыт действительно позволяют иначе взглянуть на личные финансы

Как стать квалифицированным специалистом финансового рынка

Упрощенная регистрация прав на недвижимость: как сохранить свою собственность

Загрузка...

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи