Экспертиза / Financial One

Тройной удар по экономике России. Что делать?

Тройной удар по экономике России. Что делать? Фото: facebook.com
11098
В марте 2020 года российская экономика одновременно попала под удар трех негативных факторов: циклического кризиса, пандемии коронавируса и ценовой войны на нефтяном рынке.

Каждый из этих факторов вполне тянет по своему масштабу на роль причины полномасштабного экономического кризиса. Их сочетание этот кризис многократно усилит. 

Из всех экономических циклов (а они существуют самых разных временных масштабов!) самый практический значимый – среднесрочный, он же цикл Жюгляра. Длится он обычно 7-12 лет, и ныне живущие россияне экономически активного возраста помнят 2 – 3 таких цикла: 1986-87 годы, 1997-98 годы и 2008 год. 

Экономический кризис в России в 2015 году из этого ряда выпадает (привет нам от геополитики!), так как он не носил мирового характера – в США, ЕС, Китае и Индии в тот момент никакого кризиса не было, а был вполне нормальный экономический рост. Легко догадаться, что ряд 1986 – 1998 – 2008 дает нам следующий кризис примерно в 2019-2021 годы. Просто по календарю пора! 

Неудивительно, что еще с 2018 года многие экономисты стали активно обсуждать тему грядущего кризиса. Однако, помимо причин (ранее накопленные проблемы и и противоречия, которые требуют разрешения), любой кризис требует и наличия некого спускового крючка – сильного отрицательного события, которое и запустит процесс развития кризиса. 

В 2008 году роль таких спусковых крючков сыграли кризис американской субстандартной ипотеки и крах инвестбанка Lehman Brothers. В 2020 году – пандемия коронавируса. Сама по себе пандемия коронавируса не имела больших экономических последствий: уровень смертности (ориентируясь на китайские данные, где эпидемия уже закончилась – 0,02 ppm, при этом смертность в результате ДТП – 0,124 ppm). Автомобиль более чем в 50 раз (!!) опаснее коронавируса

Тем не менее – карантинные меры уже дорого обошлись мировой экономике, а эффекты от паники потребителей пока не поддаются оценке. Таким образом, пандемия коронавируса сыграла роль идеального спускового крючка для запуска мирового экономического кризиса. 

Для России и россиян еще одним очень важным фактором, который сильно усугубил развитие кризиса, стала ценовая война на нефтяном рынке. Решение выйти из сделки ОПЕК+ вызвало вполне ожидаемое раздражение Саудовской Аравии, которая не только объявила о росте продаж своей нефти, но и начала предлагать специальные скидки покупателям российской нефти. 

Истинный масштаб убытков от разрыва сделки ОПЕК+ станет понятен через 1-2 квартала (срок от сделки до поставки нефти обычно около 3 месяцев), но уже ясно, что потери будут существенными. Цена упала примерно в два раза, потери объемов экспорта российской нефти еще не ясны. Разрыв сделки ОПЕК+ тем более удивителен, что резервы увеличения поставки российской нефти очень малы: 0,2-0,3 млн баррелей в сутки. При этом цифра 0,3 млн баррелей в сутки рассматривается как крайне оптимистическая. 

Цены упали в два раза. Точных данных об условиях продления сделки ОПЕК+ нет, но, по оценкам экспертов, от России потребовали сокращения добычи на 0,3 млн баррелей в сутки. На фоне российского экспорта в 5,7 млн баррелей в сутки, не считая нефтепродуктов, квота сокращения добычи не выглядела чрезмерной. Однако сделка была отвергнута, что и стало поводом для жесткой ценовой войны. 

Шансов победить Саудовскую Аравию у России нет. При сопоставимой добыче нефти и уровне международных резервов у Саудовской Аравии в разы меньше население и внешний долг. Поэтому «войну до победного конца» Россия наверняка проиграет – этот самый конец у России наступит раньше... Есть слабая надежда на возобновление сделки ОПЕК+ в новом формате, но как и каким образом соглашение будет возрождено – пока совсем не ясно. Пока же следует рассматривать ценовую войну как долгосрочный фактор. А это означает, что российской экономике следует готовиться к долгой чередой «тощих лет». 

В качестве ориентира можно вспомнить острую фазу кризиса 2008 года – падение уровня жизни россиян в первом приближении будет соответствовать той эпохе. Однако, в отличии от кризиса 2008 года, который был глубоким, но не очень длительным по времени (т.н. V-образным), нынешний кризис, скорее всего, будет длительным (L-образным). Давать оценки ожидаемой длительности нынешнего кризиса еще рано. Нужно дождаться окончания пандемии коронавируса. Кризис 1986 года с точки зрения восстановления уровня жизни среднего россиянина закончился только в начале 2000-х, то есть через 15 лет.

Что делать 

На дальнем временном горизонте рубль – запланированная жертва. В обменник ходить не надо, достаточно ежемесячно часть заработка, которую предполагается отложить надолго, поменять на доллары в онлайн-банке или на валютной секции биржи. Делать это нужно регулярно, а не тогда, когда наступает кризис.

Топ-3 акций продуктовых ритейлеров для покупки на фоне коронавируса

По всему миру потребители активно скупают продукты в магазинах из-за паники по поводу распространения коронавируса.

Покупатели приобретают товары первой необходимости, включая гигиенические салфетки, консервы, воду в бутылках и дезинфицирующее средство для рук. Такая тенденция может положительно сказаться на бизнесе сетей продуктовых магазинов.

Продолжение







Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи