Главной темой ВЭФа у наших уважаемых СМИ сначала стала новость, что он пройдет без участия представителей российского бизнеса. А затем СМИ переключились на комментарии решения руководства ВЭФ все-таки пригласить представителей России. Далее пошло активное перечисление членов списка, собравшихся в Давос, где основным признаком почти каждого потенциально российского гостя форума, стало его нахождение в известном санкционном списке.
Все это несомненно трепетно важно для развития нашей страны. Но хотелось бы напомнить, что давосские встречи ценны не столько очередной тусовкой, где мы всех угощаем черной икрой и водкой, сколько возможностью с нашим участием или без оного, но использовать коллективный разум лучших экономистов и политиков нашей планеты для выработки предложений по совместному совершенствованию нашего мира, в том числе, с целью противостояния современным геополитическим и экологическим угрозам.
Да и мировой экономический климат, думаю, сегодня не в меньшей опасности, чем экология. А взаимодействие бизнеса с государством во времена стремительно развивающихся технологий сегодня реально жизненно важная тема.
Чтобы успешно справляться со скоростью и масштабностью влияния современных технологий, люди ждут новых, более гибких и приспособленных к современным реалиям форм управления для правительств и традиционных регуляторов, норм, стандартов и практик, которые учитывают всеобщие интересы.
Вот для этого, полагаю, форум и собирается. Вот об этом надо думать, говорить и готовить предложения.
Лично я стал уважительно относиться к Давосу после 20 января 2016 года, когда известный швейцарский экономист Клаус Мартин Шваб, основатель и бессменный президент ВЭФ, выступил там с изложением своей статьи в журнале Foreign и рассказал о своем видении четвертой промышленной революции.
Клаус Шваб высказал уверенность, что наш мир стоит на краю новой технологической революции, которая кардинально изменит нашу жизнь, работу и отношение друг к другу.
В России книга «Четвертая промышленная революция» появилась в середине 2017 года, но, к сожалению, не стала должным событием. По крайней мере, все мои соответствующие вопросы к студентам в вузах не встретили узнавания и понимания. Про биткоин и блокчейн слышали и готовы обсуждать практически все. А вот про наступление эпохи перемен, сложности которой «человечеству еще никогда не доводилось испытывать», реально мало кто у нас слышал.
Понимаю, что нашему чиновнику читать это некогда, но очень не хочется чтобы уважаемые профучастники отечественного финансового рынка прошли мимо этой темы. В том числе и потому, что больше всего могут выиграть от нее именно те, кто обеспечивает интеллектуальный и физический капитал. То есть, значительная часть нашего рынка. Особенно это касается молодых финансистов.
Считаю, как минимум, есть три причины для горизонтального прочтения этой книги.
1. Книга рассказывает о скорости, размахе, системности и неотвратимости происходящих изменений, которые могут затронуть все группы, слои и прослойки человечества, и помогает осознать, что сегодня происходит в мире и с нами.
2. Книга предупреждает о больших рисках технологического развития, о возможности углубления социального неравенства и увеличивающемся потенциале разрушения рынков труда.
3. Книга дает представление об огромных возможностях четвертой промышленной революции, которая обладает потенциалом поднять уровень жизни всех людей нашей планеты, технологические инновации которой неизбежно приведут к прорыву в эффективности и производительности труда, открытию новых рынков, росту экономик и даже реальной возможности значительного продления человеческой жизни.
Понятно, что само слово «революция» сегодня особой любви не вызывает. Но следует напомнить, что в данном случае речь идет о технологическом развитии нашего мира. В ходе первой промышленной революции при помощи воды и пара было механизировано производство. Главным драйвером второй промышленной революции было электричество, которое помогло создать массовое производство. В центре третьей революции находились электроника, информационные технологии и автоматизировавшие производство.
А вот четвертая промышленная революция как бы выходит из третьей, которую еще называют «цифровой» и которая началась в середине прошлого века. Она характеризуется слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами.
Так что, в нашем случае революция – это неизбежный и качественный шаг всего человечества вперед.
Но главное, что четвертой промышленной революции по силам изменить не только то, что делает человечество, но и само человечество, повлиять на идентичность людей и все, что с ней связано.
Лично мне не симпатичны пессимистические сценарии развития, по самому мрачному из которых человечество полностью «роботизируется», а человек лишится души и сердца. Зато верю и надеюсь, что она позволит человечеству подняться на новый уровень общественного и морального сознания, в основе которого будет лежать общая судьба всех людей, живущих на нашей планете.
Но просто так ничего не будет. Чтобы добиться этого, необходима совместная работа всех нас. Работа по предупреждению негатива от внедрения новых технологий, по обеспечению расширения, а не ограничения возможностей всех жителей Земли.
Но, к сожалению, никакой совместной работы сегодня не вижу. И никакой предметной деятельности в этом направлении пока не наблюдаю.
Лично мне кажется, что на нашем рынке, обсуждаются в лучшем случае перспективы развития отдельных технологий, но никак не построение новых систем. Мы не расширяем возможности новых технологий, а искусственно/законодательно их ограничиваем. И все, что у нас в этом направлении есть положительного, происходит скорее по умолчанию, чем по замыслу.
А еще нужно активное участие нашей страны в глобальном диалоге по технологическим изменениям окружающих нас систем и влиянию на жизнь каждого человека на планете. С участием не только всех заинтересованных стран, но и представителей различных групп населения по доходам, возрасту и образованию.
Сегодня технологии предлагают нам огромный простор для расширения человеческих возможностей влияния на развитие государства: вступать в более тесный контакт с представителями власти, выражать свое мнение по разным вопросам, координировать усилия по различным направлениям. Но мы не должны забывать и о возможных последствиях применения технологий, в рамках которых власть получает новые рычаги для усиления контроля над населением.
Судьба государства, его экономики, нашего рынка и общества, в котором мы хотим жить, сегодня не могут уже быть исключительной прерогативой государственных чиновников и международных организаций. Пока у нас еще есть время для действия.
Гражданский долг каждого из нас – принять активное участие в совместной работе, сознательно и уверенно развивая успех четвертой промышленной революции.