Экспертиза / Financial One

Стоит ли бояться голодной зимы

Стоит ли бояться голодной зимы
4554

Ситуацию в нефтегазовой отрасли и на рынке в целом, инфляцию в США и возможность дефолта России обсудили с Игорем Шимко, генеральным директором NZT Rusfond.

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

В пятницу ЦБ порадовал нас двумя новостями. Во-первых, теперь у нас понижена ставка. Она стала на 3% меньше, чем была, – с 20 мы ушли к 17. Как мы и ожидали, произошло снижение. Всем было понятно, что 20% – это заградительная ставка. Кроме того, она не являлась реальной для части кредитования. Решение повысить ставку до 20% было принято для того, чтобы стабилизировать рынок в целом, в первую очередь – валютный рынок.

Вторая новость тоже была связана с валютой. Речь идет об отмене комиссии в 12% на покупку валюты как физлицами, так и юрлицами. Здесь нужно понимать, что юрлица в любом случае приобретали валюту, но уже не для спекулятивных целей, а для ведения бизнеса. Естественно, бизнес, который завязан на покупку чего-то за рубежом, на импорт в Россию, пострадал. Более высокая цена денег транслировалась и на покупателей, на нас с вами. Уход данного фактора – это позитив.

На фоне этих событий мы увидим прекращение молниеносного укрепления рубля. Еще в четверг мы вернулись на те уровни, которые были до военной операции. По сути, где-то между 70 и 75 рублями находится курс, при котором у нас с психологической точки зрения население понимает, что ситуация стабилизировалась. Валютная часть экспортной выручки, которая сейчас, что немаловажно, просядет по объемам, будет стабилизирована, будет получаться. И если сейчас мы будем видеть укрепление доллара к рублю, в принципе это не будет плохим знаком. Наоборот, речь пойдет о паритетной ситуации, когда всем более-менее нормально. Но коридор около 75 выглядит сбалансированным, по крайней мере на ближайшие полгода.

Вообще можно ожидать, что в течение нескольких месяцев переориентируются логические цепочки, связанные с поставками импорта. Так или иначе какая-то часть бизнеса будет покупать валюту, причем разную, в том числе юани. Я считаю, что сейчас не стоит заниматься спекуляциями с валютой.

Еще один важный момент – это голубые фишки, самые сильные, нужные и надежные бизнесы. Это в первую очередь «Газпром», «Норникель», «Роснефть». Дальнейшая динамика их акций будет зависеть от того, какие они дадут дивиденды. Здесь ситуация будет достаточно простой: если есть дивиденды, то начинает работать сильный фундаментальный анализ и привязка к норме доходности на рынке. Если нет дивидендов, то акции начинают торговаться в ожидании того, что будет происходить с бизнесом. А с бизнесом может происходить всякое. Например, недавно появилась новость о том, что в России будут запрещены поставки технологий, связанных с сжижением природного газа. От этого могут пострадать проекты «Новатэка», «Газпрома», «Роснефти» и всех остальных.

Если говорить про возможность потенциального дефолта России, это, скорее всего, просто политика. Конечно, задача довести Россию до дефолта звучит из уст руководства Соединенных Штатов. Но здесь речь идет о ситуации, в которой мы потенциально были бы готовы дать им деньги. Они просто не хотят эти деньги брать. О каком дефолте может идти речь? Запад нам теперь в любом случае никаких инвестиций не даст. Так что этот дефолт не имеет вообще в целом никакого смысла, кроме политического.

Что касается экономической ситуации в самих Соединенных Штатах, инфляция там продолжает расти. Скоро инфляция в США может достигнуть 10%, поэтому и ставка должна быть соответствующей. А она на уровне 10-13% была в последний раз только в конце 80-х. Если до этого дойдет, наступит очень большой финансовый коллапс.

Идет большая буря на финансовых рынках, она уже в процессе. Во главе этой бури разрушительными являются цены на еду и цены на энергию. Есть ощущение, что пик бури мы начнем видеть ближе к этой зиме. В первую очередь мы сейчас говорим о еде, потому что недостаточный урожай в северном полушарии будет наблюдаться летом и осенью. Весь экспорт зерновых и масел, который был из России и Украины, сейчас уходит. В Европе ценники на определенные продукты уже увеличились в 5-6 раз. Второй момент – проблемы с заполняемостью топливом хранилищ в Европе. В целом зима должна быть очень тяжелой в плане продуктов и в плане энергии.

«Дедолларизация – самая сильная угроза национальной безопасности Америки в экономической сфере»

Про меняющийся статус доллара рассказал Александр Галушка, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, в интервью для Дмитрия Пучкова.

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Сегодня мы поговорим о том, что происходит у нас в экономике. Идет экономическая война, которая по большому счету никогда и не заканчивалась. У нее были разные фазы обострения: свои в 19-м веке, свои в 20-м веке. Но по большому счету она идет всегда. Это важно понимать с точки зрения логики событий, с точки зрения правильного диагноза, выработки адекватных решений. Сейчас мы находимся в острой фазе экономической войны.

Острая фаза связана с тем, что мировой экономический гегемон – Соединенные Штаты Америки – испытывает экзистенциальную угрозу утраты своего глобального лидерства. Напомню, что у нас с 1944 года фактически сложилась такая экономическая доктрина глобальной экономики, в центре которой доллар. Для американцев это хорошо, а для всего остального мира, если мы берем количественные показатели, это, конечно же, плохо. Достаточно посмотреть на крупные показатели – сколько, допустим, сегодня экономика США занимает в мировой экономике. По паритету покупательной способности это около 15%. А доля доллара США в мировых резервах – около 60%. С точки зрения международных расчетов, около 40%.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи