Lifestyle / Financial One

«Создавая религию»: какой путь к успеху прошла Tesla

«Создавая религию»: какой путь к успеху прошла Tesla
6428

Беря во внимание амбициозность Илона Маска, его активность в Twitter, общение с политиками и фанатами, Тим Хиггинс в книге «Создавая религию» решает выяснить, кто такой Маск: гениальный новатор, меняющий мир, или меркантильный фантазер?

Первые страницы книги переносят читателя на презентацию нового электрокара Model 3, состоявшуюся в марте 2016 года. Казалось бы, начинается новая блестящая эра в автомобилестроении – к чему еще могли привести тысячи предзаказов новой модели Tesla? Кто бы тогда мог подумать, какие проблемы существуют у крупнейшего в мире производителя электрокаров.

Как основали Tesla?

История начинается с идеи создания электрокара: инженеру Джеффри Брайану Страубелу пришла идея создать автомобиль на солнечной батарее. Разработчик обратился к Маску, которого уже тогда привлекала реализация «невозможных» идей. В лице Маска Брайан нашел инвестора, загоревшегося передовой идеей. Чуть ранее eBay приобрела стартап Маска PayPal за $1,5 млрд. На вырученные деньги в возрасте 23 лет он основал ракетную компанию SpaceX. В 2003 году появилась Tesla. Компанию назвали в честь Николы Теслы, изобревшему систему электропитания на основе переменного тока, что позволило осветить дома по всему миру. К Брайану и Маску присоединились инженеры Мартин Эберхард, Иэн Райт и Марк Тарпеннинг.

Концепт первого электроавтомобиля был представлен задолго до основания Tesla: в 1990 году General Motors презентовала концепцию электрокара на выставке в Лос-Анджелесе. Идею реализовали к 1995 году и представили модель EV1. Сборка и продажа таких автомобилей была нерентабельна, поэтому корпорация вскоре свернула проект.

Однако идея оставалась привлекательной: электрокары быстро разгонялись, не издавали громких звуков при разгоне и не оставляли после себя углеродных выбросов. Руководители Tesla, желая создать массовый продукт, решили начать с гоночных автомобилей. «План был простой: построить потрясающий спортивный автомобиль, способный превзойти все остальные, поставить дилерам 565 таких машин за четыре года, продавая по $79 999, получить прибыль и, наконец, изменить мир», – пишет Хиггинс.

Как развивалась Tesla?

Маск согласился инвестировать в проект на том условии, что он станет председателем совета директоров компании. Второй раз наступать на одни и те же грабли бизнесмен не хотел: во время медового месяца совет директоров PayPal сместил Маска с поста генерального директора компании из-за недовольства стилем управления.

Конфликты внутри руководства Tesla возникли уже после первого года работы. Генеральный директор Эберхард, будучи по натуре инженером, любил вникать в детали, Райт же, курировавший инженерные вопросы, не верил в концепцию Эберхарда и полагал, что спроса на полностью электрические автомобили не будет. Маск, разобравшись в вопросе с помощью команды, уволил Райта, желавшего хитростью занять пост Эберхарда. Это решение показало всему руководству компании, насколько серьезно Маск относится к проекту.

Хиггинс рассказывает о развитии Tesla и тонкостях создания электрокаров параллельно с личной жизнью Маска. В повествовании встречаются подлинные записи Маска, сделанные в процессе развития компании. Что ему точно всегда доставало, так это непоколебимой уверенности в своих силах. «Главное, я хочу быть уверен, что все сотрудники понимают, какие отстойные машины в основном производят в Америке и что мы должны это изменить», – так бизнесмен позиционировал Tesla в 2007 году. Как оказалось, не зря.

Успехи первых электрокаров, выхода на IPO, массового производства сменились темной полосой. На фоне притока инвестиций финансовые отчеты компании в 2016 году были катастрофичны – бизнес терял $500 миллионов за квартал. Инвесторы играли на понижение и сулили скорый крах компании. Однако первые электромобили Маска показали соответствие духу времени – другие производители автомобилей ринулись наращивать упущенное. В 2018 году энтузиазм инвесторов поднял рыночную стоимость Tesla выше какого-либо другого производителя авто. Миллиардный капитал позволил компании развиваться.

Несмотря на проблемы с финансированием проекта, разное видение будущего продукта, конфликты в команде, руководству удалось создать качественный и массовый (насколько это возможно) электрокар. В 2021 году Tesla заняла первое место по капитализации среди автопроизводителей, обогнав японскую компанию Toyota.

Цитаты

1. Маск любит напомнить тем, кого смущает рискованность его планов, что только два американских автоконцерна пока не обанкротились – Ford и Tesla.

2. В Калифорнии риск был неотъемлемой частью бизнеса, и даже если ты проиграл, то в этом нет ничего страшного. Ведь всегда можно вернуться в игру с очередной революционной идеей.

Книга представлена издательством «Бомбора»

Окажется ли мир втянутым в долговую воронку

В условиях роста процентных ставок, укрепления доллара США и ослабления глобального роста, насколько велики риски системного кризиса суверенного долга в странах с развивающейся и развитой экономикой? На эти и другие вопросы попытались ответить участники панельной дискуссии в рамках экономического форума в Давосе.

Во многих регионах мира наблюдается рекордный уровень долга – глобальный долг вырос до $300 трлн. Если разделить эту сумму на всех людей, живущих на планете, получится, что каждый несет долговое бремя на уровне $37 тысяч по сравнению со всего $12 тысячами дохода от мирового ВВП.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи