Выступая на Финансовом конгрессе Банка России, первый заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин обратил внимание на то, что конкуренция в финансовой сфере обостряется, назвав такой тренд позитивным.
В долгосрочной перспективе, по его мнению, рынок сформирует либо экосистемы вокруг аффилированных структур, либо открытые платформенные модели, где участники будут предоставлять сервисы на равных. При этом, по мнению Чистюхина, в ближайшем будущем традиционные банки продолжат оставаться ядром финансовой системы.
«На пятки банкам стали наступать крупные электронные платформы, но одновременно с этим я какой-то серьезной угрозой на десятилетнем горизонте банковскому финансовому могуществу не вижу. Другое дело, что кредитные организации вынуждены будут больше вкладываться в технологии, увеличивать платформизацию своих систем», – поделился мнением представитель ЦБ.
Глава Альфа банка Владимир Верхошинский, в свою очередь, отметил следующее: в будущем банковскую отрасль, как и экономику в целом, будут определять не столько классические банки, сколько мультифункциональные цифровые платформы. По его словам, банковский сектор уже разделился на два типа игроков – консервативные, работающие в «олдскульной» парадигме, и цифровые лидеры, которые формируют новое качество сервиса.
В игру все активнее вступают не только банки, но и крупные IT-компании и представители сектора электронной коммерции – от Wildberries и Ozon до «Яндекса» и VK, создающие собственные финансовые сервисы. Банки, в свою очередь, выходят в нефинансовые сектора. В результате на горизонте 10 лет, по мнению Верхошинского, вместо классических банков, финтехов и маркетплейсов мы увидим небольшое число неотехнологических платформ. Их провайдеры станут ядром цифровой экономики, задавая стандарты и формируя глобальную конкурентоспособность. Однако для этого необходимо выстроить честные и прозрачные правила игры, исключающие регуляторные «серые зоны».
С этой мыслью перекликается позиция заместителя председателя правления Газпромбанка Дмитрия Зауэрса. Он подчеркнул, что новые игроки, особенно платформы, пока не обеспечивают ту степень безопасности и устойчивости, которую дают классические банки. Зауэрс считает, что в условиях высокой уязвимости к киберугрозам и мошенничеству стране необходимо создать единую инфраструктуру защиты, основанную на совместной работе всех участников – банков, финтехов, регуляторов. Только обмен данными и координация позволят эффективно бороться с рисками цифровой среды.
«Токенизироваться будет все, что возможно»
По мнению Владимира Чистюхина, в ближайшие 10 лет токенизироваться будет все, что поддается хоть какой-либо оценке. В токены, считает он, постепенно перейдут любые объекты – как материальные, так и нематериальные: от недвижимости и машин до лояльности, настроений и эмоциональных реакций.
Это означает появление совершенно новой ликвидности, не основанной на традиционных товарно-денежных отношениях, а рождающейся из оцифрованных проявлений социальной, поведенческой или культурной активности. Мы уже привыкли к токенам как эквиваленту собственности или прав, но, по мнению Чистюхина, наступает этап, когда токеном может стать что угодно – и все это будет торговаться, переходить из рук в руки, использоваться в финансовом и нефинансовом взаимодействии.
Если цифровизация продолжит активно развиваться, потребуется не только совершенствование технологий, но и новая архитектура доверия. Без формирования защищенной и честной цифровой среды, в которой участники будут уверены в прозрачности и безопасности, массовая токенизация может превратиться в источник новых угроз, в числе которых рост цифрового мошенничества.
Размышляя о еще более отдаленной перспективе, Чистюхин обозначил возможную трансформацию финансовой активности в рамках метавселенных. При достижении определенного уровня технологической зрелости, в первую очередь в сфере дополненной и виртуальной реальности, метавселенные станут пространством полноценной финансовой жизни, считает представитель ЦБ. В них уже можно будет не только играть и развлекаться, но и жить, торговать, инвестировать и строить долгосрочные стратегии.
Налоговые стимулы как путь к долгосрочным инвестициям
В рамках дискуссии генеральный директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский обратился к теме цифровизации финансовых сервисов, но предложил начать разговор не с технологий, а с более прикладных проблем. Речь зашла о привычке россиян к долгосрочным инвестициям – точнее, об отсутствии таковой.
По словам Верхошинского, даже при наличии зрелой и устойчивой экономики, долгосрочное инвестирование до сих пор остается чуждым для большинства граждан. Профессионалы говорят о горизонтах в 3-5 лет, сами банкиры вкладываются на годы вперед, но массовый инвестор под словом «долгосрок» понимает всего один год.
Верхошинский предложил конкретную и, по его мнению, реалистичную инициативу: ввести налоговые стимулы для удержания вложений хотя бы в течение одного-полутора лет. Например, если гражданин вложил деньги в облигации, акции или даже банковский депозит, и не забрал их в течение 18 месяцев – освободить его от налога на доход. Это, как считает банкир, позволит мягко приучать людей к более длинным инвестиционным циклам без давления и без резких изменений.
Герман Греф: «Риски переохлаждения российской экономики очевидны»
На Финансовом конгрессе Банка России глава «Сбера» Герман Греф выступил с откровенной оценкой текущего состояния российской экономики. По его словам, появляется все больше признаков того, что темпы роста замедляются, и это связано сразу с несколькими факторами.
Высокая ключевая ставка – лишь одна из причин. Ситуацию усугубляют кризис на сырьевых рынках, снижение цен на ключевые экспортные товары и перегрев на рынке труда. Уровень безработицы на уровне 2,3% Греф назвал не достижением, а серьезным вызовом: в условиях дефицита рабочей силы экономика рискует потерять устойчивость, а инфляционное давление возрастает.