«Русал» может стать одним из бенефициаров декарбонизации.
На рынке алюминия в прошлом году произошли примечательные события. Общий спад во время первой волны пандемии в первой половине 2020 года привел к падению глобального спроса на первичный алюминий на 6,6% в годовом выражении. При этом спрос сократился на 15,4%, в то время как в Китае он даже в этот период оставался на сопоставимом уровне предыдущего года.
Но уже во второй половине года спрос не просто вернулся на докризисный уровень, но и почти полностью компенсировал потери потребления первой половины года. Общее снижение спроса за год составило всего около 0,65%. И, хотя объемы мирового производства увеличились примерно на 1%, в конце прошлого года и особенно в начале текущего отмечалось значительное снижение биржевых запасов алюминия.
Конечно, важным балансирующим для рынка фактором стал Китай, доля которого в мировом производстве и потреблении первичного алюминия приближается к 60%. По данным китайского издания «Shanghai Metals Market» (СММ), в прошлом году Китай увеличил производство на 4,8%. При этом видимое потребление, по оценкам SMM, прибавило 5,8%. Китай сократил экспорт и увеличил импорт первичного алюминия, чем снизил давление на в целом профицитный мировой рынок алюминия.
Восстановление спроса со стороны промышленности развитых экономик дополнительно оказывает давление на цену. Основными потребителями металла являются транспортное машиностроение и строительство, которые начали заметно оживать, а также электроэнергетика и производители фольги и упаковки.
На этом фоне цены на первичный алюминий не просто вернулись на докризисный уровень, но уже поднялись выше уровней 2019 года. Это произошло, несмотря на наличие в мире избыточных производственный мощностей по алюминию. Отчасти на рост цен повлияла финансовая накачка рынков. Все-таки алюминий – это не тот металл, в котором аккумулируется избыточная финансовая ликвидность.
Восстановительный рост отмечен не только по алюминию, но и практически на всех рынках первичных базовых материалов, включая черные и цветные промышленные металлы, а также полимеры. Но и после восстановления этот рост может получить продолжение, поскольку есть основания утверждать, что сырьевая отрасль вступила в новую фазу роста. Дело не только в финансовой накачке и растущем Китае. Есть несколько факторов, связанных с тем, что мир переходит к «зеленой экономике».
Во-первых, наступление новых технологий, которые потребуют новых объемов металлов и сырья. Это новые материалы, возобновляемая энергетика, разработка средств накопления, хранения и перевозки энергии, постепенная замена автопарка на электромобили, а также рост производства СПГ и появление целой индустрии водородной энергетики.
Во-вторых, ужесточение экологических требований, прежде всего к снижению углеродного следа и к рециркуляции первичных материалов. Следствием введения углеродного налога будет то, что производители товаров будут искать поставщиков, гарантирующих им низкий углеродный след поставляемого сырья и материалов, а также возможность их вторичной переработки.
Алюминиевая отрасль может оказаться бенефициаром этого процесса. Потому что, во-первых, алюминий очень хорошо поддается вторичной переработке без потери свойств, и он легко впишется в требования к рециркуляции ресурсов. Во-вторых, алюминий производится с использованием большого количества электроэнергии. Для того, чтобы он стал «зеленым» достаточно подключиться к возобновляемым источникам энергии, не особо меняя при этом технологию процессов.
В этой связи мы пересмотрели свое отношение к «Русалу», на который приходится 100% российского производства первичного алюминия. Компания является третьим в мире производителем алюминия и первым за пределами Китая с долей мирового рынка около 6%.
Ранее мы скептически относились к перспективам акций «Русала». У компании огромная долговая нагрузка, отношение чистого долга к EBITDA зашкаливает за разумные значения. В силу этого «Русал» давно не платит дивиденды. 80% долга деноминировано в долларах, и поэтому компания несет потери из-за ослабления рубля. Которые, правда, компенсирует валютной выручкой, поскольку 80% продукции продает на экспорт.
Из-за низких цен на алюминий операционная деятельность часто приносила убытки, которые становились прибылью только благодаря дивидендам «Норникеля», в котором «Русал» имеет 27,82% акций. Но «Норникелю», особенно после серии аварий, теперь придется увеличивать капзатраты и возможно снижать размер дивидендов.
Однако, произошедший возврат цен на алюминий к росту возвращает «Русалу» рентабельность. Компания снижает долговую нагрузку, и со временем будет меньше зависеть от дивидендов «Норникеля».
Главное преимущество «Русала» в том, что он имеет доступ к относительно дешевой энергии российских гидроэлектростанций, то есть – к возобновляемой энергетике, с помощью которой он производит 90% алюминия. Благодаря этому он имеет возможность продвигать свою продукцию в качестве продукции с низким углеродным следом.
В ситуации перехода к «зеленой» экономике «Русал» имеет видимое преимущество для потребителей. Вдобавок, он получает доступ к более комфортному «зеленому» долговому финансированию. Кроме того, все больше крупных фондов пересматривают свои портфели в пользу эмитентов с низким углеродным следом, избавляясь от тех, кто остается в углеродной эпохе.
Практически все российские ГМК, во главе с «Норникелем», обновили в последний год свои инвестиционные планы с упором на модернизацию и экологию, чтобы вписаться в «зеленую экономику. И вот, в то время как производители других металлов будут увеличивать капвложения и снижать дивиденды, «Русал» наоборот, сможет гасить долги и вернуться к выплате дивидендов. Это может стать хорошим драйвером для роста его акций.
В феврале мы рекомендовали к покупке акции «Русала» с целевым уровнем 42,5 рубля за акцию, и к настоящему времени они уже прошли более половины пути к этой цели. По всей видимости, вскоре мы будем пересматривать свою оценку в сторону ее дальнейшего повышения.
Ford нашел способ потеснить Tesla
Ford Motor Company (F) сообщила, что в феврале продала в США 3739 своих электрических Mustang Mach-E, что говорит о том, что спрос на первого серьезного конкурента компании Tesla очень высок.
Общие продажи Tesla в США упали на 14,1% в прошлом месяце, так как компания отдала приоритет высокодоходным розничным продажам на фоне сбоев в производстве, вызванных глобальным дефицитом компьютерных чипов. Розничные продажи Ford упали всего на 1,8% по сравнению с прошлым годом.
Почему продажи 3 739 Mach-E – это сильный результат?