Компании и люди / Financial One

Падение доходности, увольнения и судебные тяжбы – каким стал 2020 год для Рэя Далио

Падение доходности, увольнения и судебные тяжбы – каким стал 2020 год для Рэя Далио Фото: facebook.com
5087

Текущий год для Рэя Далио выдался не самым удачным.

Настолько неудачным, что миллиардер рискует потерять заветный титул короля хедж-фондов.

В этом году компания Далио Bridgewater Associates с активами под управлением на сумму $148 млрд понесла огромные убытки несмотря на то, что конкурентам, наоборот, удалось заработать на волатильности рынка. Ущерб по состоянию на август: падение на 18,6% флагманского фонда Pure Alpha II.

Эти убытки, самые серьезные за десятилетие, возглавляют обширный список проблем, которые погрузили Bridgewater в цикл антикризисного управления, по мнению более 25 человек, знакомых с внутренней работой компании.

Во-первых, компьютерные модели Bridgewater неверно интерпретируют рынки уже второй год подряд. Конечно же, крупным клиентам ситуация не понравилась, и они стали покидать компанию. За первые семь месяцев года инвесторы получили чистую прибыль в размере $3,5 млрд. Отраслевые консультанты ожидают большего.

Кроме того, Далио проиграл арбитражную битву с бывшими сотрудниками, враждовал с экс-соруководителем и уволил десятки сотрудников.

Все это – далеко нетипичные явления для 71-летнего Далио, который всегда гордится тем, что является выдающимся мыслителем мировой экономики, управления и многого другого. Инсайдеры Bridgewater обеспокоены тем, что фирма сбилась с пути, пока Далио культивировал свой имидж иконоборца.

На виртуальных встречах и в письмах клиентам Далио и остальные члены управленческой команды пытались придать ситуации оптимизм. Они говорят, что люди склонны учиться на ошибках больше, чем на успехах, и в этом году фирма многому научилась.

Что происходит с доходностью

Несмотря на суматоху компания уверена в своей позиции и в своей способности работать для клиентов.

«Мы не зря являемся крупнейшим хедж-фондом, – сказал Далио в интервью Bloomberg Television во вторник. – У нас никогда не было значительного спада, все положительные годы, но мы знали, что этот день наступит. Мы пропустили падение рынка на фоне пандемии, и это наша реальность».

Но, добавил он, «мы действуем так же, как и всегда».

По словам Bridgewater, у фирмы есть 45 обязательств со стороны инвесторов, в том числе многие из них на сумму в $1 млрд, при этом не уточняется, поступают ли эти деньги в хедж-фонды Pure Alpha с высокой комиссией или в долгосрочные продукты с низкой комиссией.

Но крайне низкую доходность за весь год скрыть не удастся, в то время, когда активы от глобальных акций до золота выросли на фоне кризиса. Конкуренты, включая Caxton Associates и Brevan Howard Asset Management, показали двузначную прибыль.

Неспособность управляющих хедж-фондом превращать глобальные идеи в глобальную прибыль может стать последней каплей для некоторых инвесторов после почти десятилетия доходности, выражающейся в однозначных числах, в сочетании с высокими комиссиями. Проблема заключается в том, что Bridgewater снизила риски в марте на фоне падения рынка и начала медленного восстановления – даже когда Федеральная резервная система предприняла беспрецедентные усилия по поддержке. Таким образом, хотя разрекламированные фондом сделки, такие как открытие длинных позиций по акциям, покупка золота и ставки на иену по отношению к доллару, оказались верными, она не смогла извлечь выгоду из собственного предвидения.

Это ошибка напоминает подход фирмы в январе прошлого года, когда председатель ФРС Джей Пауэлл дал понять, что сделает все возможное, чтобы экономика продолжала расти. Получив 14,6% в 2018 году, в основном благодаря прогнозам обвала рынка в декабре, Bridgewater не смогла переключить свой портфель на более бычью позицию и потеряла в районе 5% за первые два месяца 2019 года. В ответ компания скорректировала свои модели, чтобы лучше реагировать на смену парадигмы.

Изменения в моделях

В то время как конкуренты, такие как Renaissance Technologies, используют сложные математические количественные методы, Далио построил фирму и состояние на моделях, которые рассматривают экономику как дисциплину, близкую к вечным законам физики.

Бывшие сотрудники считают, что Далио перестал обращать внимание на реальное положение дел фонда. По их словам, он сопротивлялся изменению компьютерных моделей, включая добавление новых типов данных, которые являются стандартными для других фирм.

Тем не менее один человек, знакомый с делами фирмы, оспорил это заявление и сказал, что за последние пять лет Bridgewater значительно улучшила свои процессы.

В этом году, после того как центральные банки по всему миру наводнили рынки ликвидностью в ответ на пандемию COVID-19, инвестиционный персонал Bridgewater вновь занялся работой над изменением моделей, на этот раз с учетом беспрецедентного вмешательства и почти полного закрытия крупнейших экономик мира. Они потратили больше месяца на смену стратегий, которые не сработали в новой среде, и на корректировку тех, которые оказались приемлемыми. Сам Далио тратил по 70 часов в неделю, работая над этими проблемами.

Неодобрение со стороны коллег

Проблемы с доходностью усугубляются кадровыми спорами. Бывшая со-CEO Эйлин Мюррей в июле подала в суд на Bridgewater из-за отсрочки выплаты компенсации и гендерной дискриминации. Инвесторы и консультанты заявили, что спор их беспокоит, особенно с учетом статуса Мюррей в фирме и в финансовой отрасли в целом.

Как сообщает Wall Street Journal, руководитель отдела исследований Карен Карниол-Тамбур также конфликтовала с Bridgewater из-за несправедливой оплаты труда. Тем не менее она заявила в записке для персонала и инвесторов, что ее проблема не имеет ничего общего с гендером.

На фоне трудностей Bridgewater сократила десятки сотрудников, сообщив, что ожидает обслуживать меньшее количество клиентов в будущем (хотя речь об уменьшении количества активов под управлением не шла). Фирма заявила, что сейчас у нее около 300 инвесторов по сравнению с 350 ранее.

Клиенты фирмы отмечают годовой прирост на 10,4% с 1991 года и беспрецедентный уровень обслуживания. Около 200 сотрудников – примерно половина инвестиционного персонала – работают с клиентами, и фирма издает информационный бюллетень с анализом рынка. Фонд также готовит для клиентов индивидуальные отчеты по всему их портфелю – от анализа рисков до влияния инфляции.

Тем не менее сотрудники Bridgewater обеспокоены низким уровнем доходности и увольнениями.

Арбитражное дело против двух молодых управляющих, Лоуренса Миниконе и Захари Сквайра, которые покинули Bridgewater и планировали открыть свою собственную фирму Tekmerion Capital Management, также вызвало неодобрение у сотрудников. В июле арбитражная комиссия обнаружила, что Bridgewater возбудила дело о краже коммерческой тайны под ложным предлогом.

Крайние меры

Судебный процесс подчеркивает то, что, по мнению некоторых, является крайней мерой фирмы по отношению к увольняющемся сотрудникам. В число мер, предпринимаемых компанией, входят следующие: двухлетнее отстранение от работы перед увольнением, в течение которых работник должен получить одобрение руководства о том, что он может устроиться на новую работу. Существуют также соглашения о коммерческой тайне для старших должностных лиц.

Контракты бывают настолько строгими, что сотрудник может, например, получить запрет на торговлю акциями или иностранной валютой на протяжении всей своей карьеры. По оценкам бывших сотрудников, около четверти из 200 человек, которые работают непосредственно в сфере инвестирования в Bridgewater, столкнутся с трудностями или невозможностью найти другую работу в сфере финансов.

Bridgewater заявила, что ее главные цели – защитить свою интеллектуальную собственность и поддержать сотрудников в их карьере после увольнения.

«Мы не жертвуем первой целью ради второй, но мы очень много работаем, чтобы достичь обеих целей», – говорится в заявлении.

Тем не менее ажиотаж вокруг дела Tekmerion заставил фирму провести открытый форум, где сотрудники могли обсудить этот вопрос.

Внесенные в этом году изменения в модели могут в конечном итоге окупиться – Bridgewater, как известно, преуспела после спадов несмотря на то, что поначалу испытывала трудности. Хотя во время финансового кризиса 2008 года фонд потерял 20%, он вырос на 45% и 25% в 2010 и 2011 годах соответственно. После потери 22% в результате краха доткомов в 2000 году компания в течение трех лет показывала прибыль, превышающую 20%, начиная с 2002 года.

Тем не менее на этот раз восстановление могло произойти слишком поздно для некоторых инвесторов, которые, возможно, уже потеряли веру в Далио. После ухода с поста генерального директора публичный образ великого инвестора сформировался благодаря его книге, известным друзьям, включая Шона Комбса, и даже участию в прошлогоднем фестивале Burning Man.

«Я занимаюсь этим бизнесом более 30 лет и видел, как многие основатели хедж-фондов стали миллиардерами и сосредоточились на других вещах, помимо своих фирм, – сказал Брэд Алфорд, который занимался управлением инвестиций в Duke Endowment. – И я видел фирмы, активы которых демонстрировали резкий рост, и этот рост приносит очень низкие результаты».

Почему инвестиция Баффета в Snowflake выглядит неоднозначно

Легендарный инвестор с Уолл-стрит Уоррен Баффет всегда скептически относился к крупным IPO. Вот почему некоторые последователи «Оракула из Омахи» были удивлены, увидев, что Berkshire Hathaway инвестирует $550 млн в предстоящее IPO Snowflake.

Однако эксперты, знакомые с философией инвестирования Баффета, говорят, что инвестиции в Snowflake могут оказаться не такими, какими кажутся на первый взгляд.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи