Российский рынок потребительского сектора можно разделить на две основные ниши: продуктовый и непродуктовый ритейл. К первой группе из наиболее ликвидных бумаг можно выделить: X5 Retail, «Магнит» и «Лента».
Весь сегмент продуктового ритейла в последние годы постепенно замедляется. Это выражается в падении темпов роста выручки, снижении сопоставимых продаж (LFL), а также в сокращении количества открытий новых магазинов. Фокус все больше смещается на повышение операционной эффективности.
Среди наиболее привлекательных представителей продуктового ритейла на текущий момент можно отметить X5 Retail Group и «Магнит». X5 Retail характеризуется растущими финансовыми и операционными показателями. У компании еще не было просадки сопоставимых продаж ниже 0%, что уже происходило и у «Ленты», и у «Магнита». Темпы роста выручки по итогам IV квартала 2019 года составили 12,4% против 11% у ближайшего конкурента – «Магнита». Рентабельность EBITDA у X5 Retail также находится на топовых позициях – 6,8% в IV квартале.
Конкурентным преимуществом «Магнита» в сравнении с X5 Retail является более высокая дивидендная доходность. За последние 12 месяцев «Магнит» обеспечил акционерам около 8,7% дивидендной доходности при 4,8% у X5 Retail. Однако стоит учитывать, что по мере сохранения более высоких темпов роста выручки и рентабельности у X5 Retail, разрыв в дивидендной доходности может начать постепенно сокращаться.
Акции «Ленты» сейчас выглядят непривлекательно, так как формат гипермаркетов, на который делает упор компания, переживает не лучшие времена. LFL показатели в IV квартале ушли на отрицательную территорию, выручка снизилась на 1,3%. «Лента» не выплачивает дивидендов, а проводимый ранее buyback не был возобновлен после смены акционера.
В сегменте непродуктового ритейла («Детский мир», «М.видео», «Обувь России») фаворитом можно назвать «Детский мир». Компания представляет собой редкую для российского рынка историю роста и при этом выплачивает крупные дивиденды. «Детский мир» активно развивается не только в России, но также постепенно усиливает позиции в Казахстане и Белорусии. В планах менеджмента заявляется экспансия на рынок Киргизии.
Сопоставимые продажи всей группы «Детский мир» в IV квартале составили 5%, а отдельно в Казахстане 27,4%. Выручка увеличилась на 13,4%, скорректированная EBITDA выросла на 12,5% год к году. Рост долговой нагрузки в I полугодии 2019 г. сменился сокращением к концу года, снизив опасения роста процентных расходов.
Менеджмент компании по итогам года собирается рекомендовать выплату около 4,1 млрд рублей на дивиденды, что может обеспечить 5,55 рублей на акцию или 5,3% дивидендной доходности по итогам IV квартала. Совокупная дивидендная доходность за последние 12 месяцев в таком случае может составить около 10,4%.
Акции «М.видео» на долгосрочном горизонте могут стать привлекательными. Менеджмент планирует постепенно снизить долговую нагрузку, нарастить долю рынка и представить обновленную дивидендную политику. Однако в среднесрочной перспективе бумаги могут не демонстрировать опережающей рынок динамики из-за слабых финансовых и операционных показателей в 2019 году.
Акции «Обувь России» отличаются низкой ликвидностью, вход и выход из позиции может быть затруднителен.
Куда инвестировать $500 прямо сейчас
Итак, у вас есть немного денег для вложения в рынок. С чего начать?
Первое, что нужно сделать, это убедиться, что вы не инвестируете деньги, которые могут вам понадобиться через пять лет. Хотя история не раз доказывала, что акции являются отличным инструментом для создания капитала, в краткосрочной перспективе с рынком может произойти все, что угодно.
Теперь давайте рассмотрим некоторые варианты инвестирования, которые подойдут для вложения $500.