Экспертиза / Financial One

Какие факторы лежат в основе дестабилизации мировой экономики

Какие факторы лежат в основе дестабилизации мировой экономики
4246

В рамках панельной дискуссии Восточного экономического форума спикеры обсудили влияние глобальных вызовов на экономические процессы, мировую торговлю и производство.

Последние годы стали своего рода проверкой на прочность как для России, так и для иностранных государств. Не успела войти в вялотекущую фазу пандемия коронавируса, нанесшая серьезный удар по мировой экономике, на пороге появился новый кризис. Но, как говорится, что нас не убивает, то делает сильнее. Перемены, порой кажущиеся фатальными, превращаются в мощные драйверы роста и развития.

Давайте обратимся к физике. Точка бифуркации – термин из неравновесной термодинамики и синергетики – означает смену установившегося режима работы системы. По мнению Федора Войтоловского, директора ИМЭМО РАН, именно так можно описать ситуацию, в которой мы находимся сегодня: система полностью дестабилизирована.

По словам эксперта, каждые 7-8 лет ИМЭМО РАН строит прогноз на отдаленное будущее в перспективе 15 лет. Но в прошлом году – еще до начала военной спецоперации – институт принял решение отказаться от формирования каких бы то ни было ожиданий в плане политики и экономики даже на ближайшие годы.

«Было бы большим авантюризмом говорить и писать о трендах, которые могут находиться на переломе. Всегда очень трудно моделировать систему, которая еще не вошла в фазу стабилизации», – объясняет Войтоловский, подчеркнув, что мировая экономика вошла в «фазу неравновесности».

Здесь возникает логичный вопрос – а в чем же причина? По мнению эксперта, значительная часть триггеров лежит внутри самой системы, но не менее важными являются и факторы субъективного характера, зачастую являющиеся политическими.

На ум сразу же приходит очевидное и уже до боли всем знакомое явление – пандемия коронавируса. Казалось бы, кризис здравоохранения, при чем здесь политика? Но Войтоловский указывает на то, что экономические последствия оказались совершенно разными для государств, и зависели они как раз от политического курса, направленного на борьбу с распространением заболевания, верно или, наоборот, неверно выбранного главами стран. Сейчас мы наблюдаем глобальные последствия: проблемы с цепочками поставок из-за жестких локдаунов, а также значительные вливания денежных средств в экономики ведущих стран, которые привели к разгону инфляции.

Еще один важный фактор, оказывающий серьезное влияние на динамику мировой экономики, – это стратегия зеленого энергоперехода. Как отметил Войтоловский, основные экономики Евросоюза «бегут впереди паровоза» при достаточно низком уровне энергетической безопасности, невысокой обеспеченности европейского рынка как нефтью, так и газом, а также на фоне свертывания программ развития атомной энергетики. «Мы видим, что такой максимализм является очень серьезным фактором, который уже начал расшатывать экономику стран Евросоюза», – добавил эксперт.

Конечно же, одним из основных факторов, дестабилизирующих мировую экономику, является кризис на Украине. Взаимозависимость России и Евросоюза в торговой и энергетической сфере очевидна, хотя она и сокращается. По мнению директора ИМЭМО РАН, радикальные решения санкционного характера, связанные с поставками газа из России в Европу, на которые пошли страны Евросоюза, прежде всего, выгодны США.

«Очаг восстановления» мировой экономики эксперт ожидает увидеть в азиатских странах. Хотя зачастую намного более жесткие локдауны в период разгара пандемии негативно сказались на экономике государств Азии, в целом кризис здравоохранения там прошел более гладко. Кроме того, правительства ведущих азиатских стран не продвигают радикальные стратегии зеленого энергоперехода.

При этом важно понимать, что экономика того же Китая тесно связана и с американской экономикой, и с экономикой стран Евросоюза. В общем, вопрос остается все тем же – что будет в политической сфере между государствами, и ответа на него пока что нет.

«Мы сейчас живем и в ближайшие годы – если не десятилетия – будем жить в эпоху абсолютного доминирования политики над экономикой. Формула политики как продолжения экономики на глобальном уровне претерпела реверсивное изменение. Некоторые тенденции, которые мы пытаемся объяснить с экономической точки зрения, финансово абсурдны», – добавил в свою очередь Константин Долгов, заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике.

Страны G7 договорились ввести потолок цен на российскую нефть – что это значит

Крупнейшие экономики Запада в пятницу договорились о введении ограничения на цены на российскую нефть.

Министры финансов стран группы G7 – США, Японии, Канады, Германии, Франции, Италии и Великобритании – заявили, что они запретят предоставление «услуг, позволяющих осуществлять морские перевозки сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения по всему миру» сверх предельной цены.

Максимальная цена будет установлена «широкой коалицией» стран, говорится в их совместном заявлении. Новое правило вступит в силу одновременно с очередной порцией санкций от Европейского союза, включающих запрет на импорт российской нефти по морю с начала декабря.

Россия уже пригрозила ответными мерами, приняв решение прекратить экспорт нефти в страны, которые вводят ограничение на цены.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи