Экспертиза / Financial One

Инфляция в США и Европе скоро начнет снижаться – как действовать инвесторам

Инфляция в США и Европе скоро начнет снижаться – как действовать инвесторам
4195

Цены в Германии растут, а вместе с ними и процентные ставки. Но эксперт по финансовым рынкам Ульрих Каффарник считает, что эта тенденция может вскоре снова закончиться. Он объяснил Spiegel, что делать инвесторам в текущей ситуации.

SPIEGEL: Господин Каффарник, стоимость акций, облигаций, даже большинства сырьевых товаров с начала года резко упала, и только инфляция растет. Продолжит ли ситуация ухудшаться, или же худшее уже позади?

Каффарник: На рынке облигаций худшее позади, а вот насчет акций я не уверен.

SPIEGEL: Почему вы придерживаетесь такой позиции в отношении облигаций?

Каффарник: По двум причинам. Во-первых, облигации уже понесли серьезные потери. Просто посмотрите на индексные фонды долгосрочных облигаций – они потеряли 35% с весны 2002 года. Это повышает вероятность того, что цены снова вырастут.

SPIEGEL: А вторая причина?

Каффарник: О ней я расскажу подробнее. Следует различать ставки по долгосрочным облигациям, которые торгуются на рынке капитала, и краткосрочные ставки, то есть ключевые процентные ставки центральных банков. В отличие от циклов процентных ставок 2006-2008 и 2015-2018 годов, на этот раз ставки по облигациям сильно опережают ключевые процентные ставки.

SPIEGEL: Потому что рынок капитала отреагировал на инфляцию гораздо раньше, чем центральные банки?

Кафарник: Да. В США процентные ставки по десятилетним государственным облигациям буквально взлетели с 0,5% до 3,3%, прежде чем Федеральная резервная система предприняла какие-либо действия в отношении ключевой ставки. Теперь ФРС бежит за рынком, как и Европейский центральный банк. Такого еще никогда не было. Центральные банки потеряли много времени, находятся в состоянии паники и судорожно повышают ключевые ставки. Но со ставками по облигациям мало что произойдет. Они уже почти достигли пика.

SPIEGEL: Но почему? Инфляция растет, поэтому доходность облигаций должна увеличиваться, а цены, соответственно, падать.

Каффарник: У нас, несомненно, огромные темпы роста инфляции, но они будут снижаться, это точно. Не до 2%, как того хотели бы центральные банки. Но я никогда не поверю, что процент инфляции сохранится в двузначном выражении, как сейчас. Хотя бы потому, что экономика западных стран скатится в рецессию, и спрос снизится. Я верю в правило «золотой четверки» на 2023 год.

SPIEGEL: Что вы имеете ввиду?

Каффарник: Инфляция, ключевые процентные ставки и ставки по облигациям установятся в районе 4% каждая.

SPIEGEL: На фондовом рынке все выглядит не так многообещающе?

Каффарник: Рынок акций Германии может упасть еще на 10% или 15%. Однако тот факт, что настроение инвесторов и так находится на дне, на самом деле уже является сигналом к покупке.

SPIEGEL: Не считаете ли вы, что акции по-прежнему переоценены?

Каффарник: Я так не считаю, потому что прибыль компаний часто стабильна в номинальном выражении. Более того, компании могут переложить инфляцию на плечи потребителей. Многие немецкие корпорации даже сообщают о рекордных прибылях. А когда прибыль растет, коэффициент цена/прибыль (P/E) фактически падает. Тем не менее американские акции – это особый случай.

SPIEGEL: Почему?

Каффарник: Они по-прежнему очень высоко оценены, потому что именно там расположены крупнейшие компании мира, туда течет капитал, и американские компании получают прибыль от сильного доллара. Именно поэтому вес американских акций в самом важном глобальном фондовом индексе, MSCI World, вырос с 63% до 66%. Глобальный индекс по-прежнему сильно зависит от США.

SPIEGEL: В частности, акции технологических компаний понесли большие потери. Nasdaq рухнул с начала года. Особенно сильно пострадала Meta*. Почему так произошло?

Каффарник: Потому что рынок не уверен, что бизнес-модель Meta работает.

SPIEGEL: Ничто так сильно не влияло на состояние всего американского рынка, как динамика акций Alphabet (GOOGL), Apple (AAPL), Meta, Amazon (AMZN) и Microsoft (MSFT). Изменится ли ситуация в будущем?

Каффарник: Точно нельзя сказать. Вспомните Nifty Fifty, компании-гиганты конца 60-х и начала 70-х годов, такие как Coca-Cola (KO), IBM (IBM), Johnson & Johnson (JNJ), McDonald's (MCD) или Walt Disney (DIS). В то время они пользовались огромной популярностью. После войны во Вьетнаме и роста госдолга США инвесторы набросились на компании, которые считались безопасными и высокодоходными. Сегодня от них мало что осталось. Это может произойти снова. А пока я спрашиваю себя: кому на самом деле нужен новый iPhone?

SPIEGEL: Стоит ли инвесторам возвращаться на рынки?

Каффарник: Да, потому что инфляция снизится, и цикл повышения процентных ставок центральными банками закончится в 2023 году. Но инвесторам следует быть избирательными – к примеру, покупать облигации американских компаний с сильным бизнесом с доходностью 5-6%. Я также советую проявлять осторожность в отношении акций.

SPIEGEL: Почему?

Каффарник: В предыдущих циклах повышения процентных ставок всегда было так, что к концу цикла американские бенчмарки были выше, чем в начале, а сейчас все наоборот. Индекс S&P 500 находился на уровне около 4500 пунктов, когда ФРС впервые повысила процентные ставки, сейчас он находится ниже 4 тысяч пунктов.

SPIEGEL: Значит, стоит делать ставку на облигации?

Каффарник: Да, мы считаем, что корпоративные облигации, в частности, весьма привлекательны. Во всяком случае, в большей степени, чем акции.

SPIEGEL: Но инфляция также может продолжать расти, потому что кризис на Украине затянулся, а цены на энергоносители остаются высокими.

Каффарник: В США инфляционные ожидания явно направлены в сторону снижения показателя до 2,5% в течение следующих двух лет. Кроме того, там гораздо более стабильное энергоснабжение, чем в Европе, потому что США относительно самодостаточны. Европа сама навлекла на себя беду. Тем не менее даже в Европе базовые показатели говорят о том, что инфляция скоро перестанет расти. Цена на нефть, например, уже намного ниже, чем некоторое время назад, поэтому мы наблюдаем почти дефляционный эффект. В итоге европейская экономика ослабнет настолько, что спрос резко упадет, а вместе с ним и инфляция. При этом всего одно событие может в корне изменить ситуацию.

SPIEGEL: Какое?

Кафарник: Прекращение огня на Украине. Это может все изменить. Но даже в таком случае, думаю, через год мы сможем сказать: «Боже, как же тяжко нам было из-за высоких цен на энергоносители!» Я не верю, что цена на газ останется такой высокой навсегда.

SPIEGEL: А как насчет развивающихся стран, которые страдают из-за высокой инфляции на фоне роста доллара? Надвигается ли кризис?

Каффарник: Конечно, они также могут скатиться в рецессию. Но они уже повысили процентные ставки в 2021 году и по-прежнему увеличивают их более высокими темпами, чем мы. Это, кстати, относится и к Китаю, хотя он уже давно перестал быть развивающимся рынком.

SPIEGEL: Китайская экономика слабеет.

Каффарник: Темпы роста у них ниже, чем раньше, но сейчас их экономика находится на гораздо более высоком уровне. Кроме того, Китаю поможет тот факт, что их валюта слаба по отношению к доллару, а процентные ставки снижаются. Китайские акции должны снова стать привлекательными для инвесторов.

SPIEGEL: На какие отрасли и регионы инвесторам следует обратить внимание?

Каффарник: В Европе и США есть только один сектор, который хорошо себя показал в этом году: нефтяной. Большинство других сырьевых товаров демонстрирует низкие показатели. Также стоит присмотреться к компаниям пищевой промышленности и здравоохранения. Их продукция будет пользоваться спросом в любых экономических условиях.

SPIEGEL: Можно ли то же самое сказать про производителей оборонной промышленности?

Кафарник: Для нас это табу.

*Компания Meta Platforms признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Автор: Spiegel

Маск решил повлиять на результаты промежуточных выборов в США

За день до промежуточных выборов в США всем известный миллиардер начал агитацию в социальных сетях за предпочтительный ему политический лагерь.

Илон Маск решил в очередной раз продемонстрировать, что он не такой, как все.

Миллиардер использовал свое знаменитое имя, власть и харизму, чтобы повлиять на результаты промежуточных выборов, которые пройдут в США уже сегодня, 8 ноября.

В общем, генеральный директор Tesla (TSLA) продолжает еще сильнее вовлекаться в политику.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи