В 2025 году Дональд Трамп существенно усилил давление на Федеральную резервную систему США, поставив под сомнение устоявшиеся за десятилетия негласные нормы ее институциональной независимости.
Критика президента Соединенных Штатов в адрес председателя ФРС Джерома Пауэлла давно стала частью публичной повестки, однако в текущем году она приобрела качественно иной характер. Если ранее давление ограничивалось резкими заявлениями и обвинениями в чрезмерно жесткой денежно-кредитной политике, то теперь оно трансформировалось в последовательную кампанию.
Попытка пересмотреть границы независимости ФРС
В этом году Трамп не только публично обвинял Пауэлла в некомпетентности, но и стал высказываться о том, каким образом, по его мнению, ФРС должна определять уровень ключевой ставки. По оценке обозревателя The Wall Street Journal Ника Тимираоса, подобная риторика фактически означала попытку прямого влияния на денежно-кредитную политику.
Наиболее серьезным шагом стала попытка Трампа отстранить от должности члена Совета управляющих ФРС Лизу Кук. Ранее ни один президент США не пытался досрочно уволить действующего члена Совета управляющих Федрезерва.
Дополнительным сигналом усиления политического контроля стало назначение членом Совета Стивена Мирана, одного из ближайших советников Трампа, который на тот момент продолжал формально работать в администрации президента.
Независимость ФРС – основа макроэкономической стабильности
Независимость ФРС имеет ключевое значение для стабильности экономики. Основная задача регулятора заключается в том, чтобы не допускать перегрева или резкого охлаждения экономики, используя процентные ставки как главный инструмент. Когда политики получают контроль над монетарной политикой, у них возникает соблазн искусственно ускорять экономический рост перед выборами за счет низких ставок и мягких финансовых условий.
История США уже знает, к чему это приводит. В начале 1970-х президент Ричард Никсон оказывал давление на главу ФРС Артура Бернса, добиваясь мягкой политики перед выборами 1972 года. Итогом стала инфляция, с последствиями которой страна боролась почти десятилетие.
Федрезерв формально защищен рядом правовых механизмов. Его бюджет не зависит от ежегодных решений Конгресса, что исключает возможность финансового давления. Кроме того, законодательство предусматривает, что члены Совета управляющих могут быть освобождены от должности только при наличии веских оснований, а не по мотивам несогласия с проводимой политикой. Однако, как подчеркивает Ник Тимираос, защитные механизмы могут оказаться гораздо менее прочными, чем принято считать, если начать проверять их на практике.
Два решения, от которых зависит будущее ФРС
По мнению Тимираоса, 2026 год станет важным для будущего ФРС. В январе Верховный суд США планирует рассмотреть дело Лизы Кук, оспаривающей свое увольнение. Решение в ее пользу укрепит защиту Совета управляющих от политического давления и повысит устойчивость института в целом. Противоположный вердикт, напротив, может существенно ослабить существующие ограничения и упростить для президента вмешательство в работу центрального банка.
Вторым важным моментом станет май 2026 года, когда завершится срок полномочий Джерома Пауэлла на посту председателя ФРС. В этот момент Дональд Трамп получит возможность легитимно повлиять на стратегический курс регулятора через назначение нового руководителя. По мнению Тимираоса, именно этот этап может стать решающим в процессе трансформации отношений между Белым домом и ФРС, даже если изменения будут носить постепенный характер.
Если 2025 год обозначил начало перемен в отношениях между Белым домом и ФРС, то 2026 год покажет, во что эти перемены выльются на практике. Изменения в работе ФРС вряд ли будут резкими. Тем не менее, постепенное сближение денежно-кредитной политики с интересами правящей администрации способно иметь долгосрочные последствия, создающие дополнительную неопределенность и повышающие риски роста волатильности на финансовых рынках.