Market Vectors / Financial One

Зерно на бирже

7176

Мировая фьючерсная индустрия когда-то началась именно с зерна. В то время фермеры, обеспокоенные нестабильностью рынка, пытались таким образом зафиксировать цену продажи будущего урожая. Рынок наличного зерна в России живет своей жизнью, а биржевой фьючерсный рынок — своей. И все попытки как-то скрестить их до сих пор, к сожалению, особым успехом не увенчались. Тому есть много причин, главная из которых — неготовность основных игроков рынка реального товара к использованию биржевых инструментов в повседневной деятельности.

Ситуация на Западе кардинально иная: там фьючерс на зерно — это и эффективный механизм страхования ценовых рисков продавцов и потреби-телей зерновых культур, и великолепный высоколиквидный спекулятивный инструмент. Основным мировым центром торговли производными на зерновые традиционно выступает Чикаго. Практически круглосуточно операции с этими инструментами доступны на глобальной электронной площадке Globex, входящей в группу CME (Chicago Mercantile Exchange — Чикагская товарная биржа). Рынок развит и привлекает финансовых инвесторов: динамика цен на сельскохозяйственные товары традиционно слабо коррелирует с поведением фондовых индексов и других активов, а потому зерновые фьючерсы оказываются хорошим средством диверсификации инвестиционного портфеля. В то же время, их относительно высокая внутридневная волатильность привлекает внимание многочислен-ных спекулянтов.

Чтобы получить доступ к американскому рынку зерновых и работать с его инструментами, не обязательно открывать счет у американского брокера и искать пути выхода на иностранные торговые площадки. Уже несколько лет на FORTS торгуются фьючерсные контракты Санкт-Петербургской биржи на пшеницу, кукурузу, хлопок и сою. Эти инструменты являются «зеркалом» с контрактов, обращающихся на Globex. В России под зерновыми культурами, как правило, понимают лишь пшеницу и рожь. Тогда как во всем мире ими являются пшеница, кукуруза и рис (см. рис. 1). Первые две выступают главными зерновыми культурами для потребителей Европы и Америки, а рис, соответственно, наиболее популярен в Азии.

Все зерновые культуры можно разделить по назначению: для продовольственных нужд и для корма скота. Зерновые находят применение в биохимии (прежде всего, соя), косметической промышленности (овес), а также при производстве биотоплива (пшеница и кукуруза) (см. рис.2).

По данным FAO за 2012 год, крупнейшими экспортерами пшеницы и кукурузы были США, Австралия, Аргентина, страны ЕС и Канада, а риса — США, Вьетнам, Индия, Пакистан и Таиланд. Основными покупателями этих культур на мировом рынке традиционно выступают беднейшие страны Африки и Азии (см. рис. 3). Несмотря на обилие зерна в мире, не везде оно выступает в роли биржевого актива. Чтобы товар стал биржевым, необходимо наличие двух факторов. Во-первых, присутствие большого количества независимых продавцов и покупателей, для которых удобно встречаться именно на бирже по причине низких накладных расходов на совершение сделок. Во-вторых, возможность стандартизировать поставку. Зерновых выращивается много сортов и видов. Одна только пшеница бывает мягкая и твердая, озимая и яровая и так далее. Поэтому фермеров с одина-ковым типом товара в не больших странах набирается не очень много. К тому же, политические трудности при экспорте приводят к образованию ассоциаций производителей и, как следствие, к единой закупочной политике, что также делает биржевой способ поиска покупателя неподходящим.

При этом цены на родственные товары (например, на твердую и мягкую пшеницу) изменяются, как правило, синхронно, что позволяет биржам вводить контракты, которые могут использоваться в качестве инструментов хеджирования большим числом мелких фермеров и крупных оптовых покупателей. Страхование от падения цен на мягкие сорта пшеницы путем продажи, например, фьючерсов на твердые оказывается достаточно эффективным.

Фьючерсные контракты на зерновые культуры сегодня обращаются на многих мировых биржах. На некоторых площадках обороты близки к нулевым (это касается, прежде всего отдельных европейских бирж и России), обороты на других более чем значительные. Последнее, в первую очередь, относится к фьючерсам, торгуемым в Чикаго (см. табл. 1).

Первое, что обращает на себя внимание: поставка осуществляется не в привычных марте, июне, сентябре и декабре (стандартные сроки истечения квартальных контрактов), а в марте, мае, июле, сентябре и декабре. Это связано с производственным циклом зерновых культур. Второй момент: фьючерсы номинированы в бушелях. Как известно, бушель — это единица объема, а не массы. Для различных культур с разной плотностью веса, соответствующие одному бушелю, будут различаться. В среднем один бушель вмещает от 25 до 28 кг зерновых. Помимо этого, цены на зерновые в США исторически котировались в центах за бушель. Так повелось еще со времен первых срочных сделок в середине XIX века, и сложившаяся практика пока всех устраивает. Санкт-Петербургская биржа взяла за эталон чикагские фьючерсы и запустила на их основе свои собственные (см.табл. 2). Пришлось учесть специфику рынка: российский контракт стал не таким «тяжелым» — вместо 5000 бушелей его объем равен одной метрической тон не (примерно 1 / 136 от чикагского контракта на пшеницу и 1 / 127 от чикагского инструмента на кукурузу). Благодаря такому шагу российские зерновые контракты доступны, в том числе, частным инвесторам с неболь-шим капиталом: гарантийное обеспечение по контрактам на пшеницу и кукурузу составляет около 1 тыс. рублей. Фьючерсы на СПБ котируются в рублях. Кроме того, в отличие от чикагских аналогов, они являются расчетными. Это позволяет не беспокоиться насчет поставки, так как все позиции по истечении срока обращения будут закрыты автоматически.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи