Market Vectors / Financial One

Взрывоопасная биржа

1679

В этом году на Ближнем Востоке состоялось событие, которого не было с 2008 года: на Иракской фондовой бирже в открытой продаже появились акции одного из крупнейших в регионе оператора сотовой связи Asiacell. Объем IPO превысил $1,3 млрд, что позволило ему стать крупнейшим публичным размещением иракской компании со времен правления Саддама Хусейна.

Иракский фондовый рынок практически ровесник современному рос-сийскому. Багдадская фондовая биржа — предшественница нынешней Иракской фондовой биржи — была основана в конце 1991‑го — меньше чем через год после окончания операции «Буря в пустыне». События того периода заставили иракские войска покинуть Кувейт, и Ирак остался с потрепанной армией, разрушенной промышленностью, пылающими нефтяными полями и финансовыми трудностями.

Приватизация в Ираке

Первые торги на Багдадской фондовой бирже состоялись в марте 1992‑го. Во времена Саддама биржа представляла собой некоммерческое партнерство, руководимое президентом, которого назначал министр финансов. Помимо министра в состав совета директоров, так же как и в России, входили представители иракского ЦБ, департамента регистрации компаний Ирака, торгово-промышленной палаты, банков и других организаций. Штат сотрудников торговой площадки насчитывал лишь несколько десятков человек. Разумеется, ни о какой электронной торговле речь тогда не шла.

На закате ХХ столетия фондовый рынок Ирака не отличался особой активностью: в 1992 году на багдадской бирже проходила лишь одна торговая сессия в неделю, а число компаний, ценные бумаги которых на ней обращались, не доходило и до 70. К 2000 году биржа достигла своего расцвета. В частности, благодаря приватизации некоторых компаний госсектора, количество эмитентов выросло до 99, частота торгов увеличилась до трех сессий в неделю, а торговый оборот в акциях вырос более чем в 350 раз и достиг почти 50 млрд иракских динаров за год. Основной индекс багдадской биржи — индекс BSE — за эти годы потяжелел почти в 25 раз: со 100 пунктов в 1992‑м до 2423 пунктов на конец 2000 года.

В следующем, 2001‑м, году на бирже начался спад. Число листингованных на ней компаний снизилось до 90, 34 из которых представляли промышленность, 28 — сектор услуг, 15 — банковский сектор, а 13 относились к сельскохозяйственному сегменту экономики. Несмотря на совокупный полуторакратный рост чистой прибыли эмитентов в 2000–2001 годах, их рыночная капитализация за тот же период упала в те же полтора раза (см. табл. 1). До следующей войны оставалось чуть больше года…

От «Бури в пустыне» до разгрома Саддама

Более двух третей иракского рынка по капитализации в то время занимали промышленные компании, деятельность которых сильно осложнялась разрушенной войной инфраструктурой и международными санкциями. Нуждавшаяся в сырье, технологиях, специалистах и инвестициях иракская промышленность тем не менее умудрялась год за годом демонстрировать рост. Основу сектора составляли такие компании, как Electronic Industries, Hilal Industries, Modern Chemical Industries, Modern Paint Industries, National Food Production., Baghdad Soft Drinks, National Chemical & Plastic Industries. и другие. В сердце арабского мира успешно функционировали алкогольные гиганты Baghdad Alcohol Industrial и Eastern Beer. При этом все предприятия, связанные с добычей и экспортом нефти, по‑прежнему полностью находились в руках государства.

Основными направлениями деятельности компаний, входивших в сектор услуг, были туризм и недвижимость. Оба они понесли невосполнимые потери в ходе операции «Буря в пустыне». В 1998 году было упразднено Центральное управление по туризму Ирака — государственная структура, ведавшая всем, что связано с потоком иностранных туристов в страну (и, соответственно, с валютными поступлениями от него). Значительная часть туристической инфраструктуры, в основном отели, была выставлена на продажу, однако большим спросом эти активы не пользовались. Отдача на вложенный капитал была минималь‑ ной: даже в благоприятные времена прибыль акционеров составляла 1–2,5% годовых, в то время как местные банки предлагали 10%. В значительной мере такая ситуация была обусловлена высокими налогами (35% налог на прибыль + 25% налог на имущество). Как показали последующие события, осторожные инвесторы в большинстве своем оказались правы. Самыми заметными предприятиями сектора были такие компании, как Palestine International Hotel, Al Sedair Hotel, Baghdad Hotel, Basra Hotel, National for Publication, Al Badeya Transportation и другие.

Сельское хозяйство играло важнейшую роль в жизни Ирака: поставки продовольственных товаров из‑за рубежа были сильно затруднены из‑за наложенного эмбарго. Несколько смягчила ситуацию запущенная ООН в 1995 году (и прекращенная в 2003‑м с началом Второй иракской войны) программа «Нефть в обмен на продовольствие», давшая возможность правительству продавать нефть за рубеж, получая взамен товары первой необходимости. На сельскохозяйственный сектор приходилось около 10% ВВП страны. Крупнейшими сельскохозяйственными компаниями, акции которых обращались на багдадской бирже, были такие компании, как Iraqi Meat & Crop Production & Marketing, Babylon Plant & Animal Production, Iraqi Seed Production. Интересно, что акции крупнейшего иракского производителя фиников National Date Production & Marketing. Торговались в секторе промышленных компаний. В те годы страна занимала лидирующие позиции на мировом рынке этого продукта.

Банковский сектор Ирака был неплохо развит для страны с тоталитарным режимом. Пол‑ тора десятка частных банков предоставляли весь спектр финансовых услуг. Крупнейшими кредитными организациями были Middle East Bank, Baghdad Bank и Commercial Bank, суммарные активы которых в 2000 году приближались к 150 млрд иракских динаров.

Вторжение сил США и их союзников в Ирак в марте 2003‑го почти на два года лишило страну фондового рынка. Уже после разгрома армии Саддама Хусейна, при новом режиме, в Багдаде вновь была учреждена фондовая биржа. Она стала преемницей багдадской биржи, однако получила новое название — Иракская фондовая биржа (ISX).

Новая эра Ирака

Иракская фондовая биржа начала работу в июне 2004 года. В отличие от багдадской биржи, контролировавшейся государством, ISX принадлежала примерно полусотне брокерских фирм и ими же управлялась. Надзор за фондовым рынком нового Ирака был поручен Иракской комиссии по ценным бумагам, созданной по образу и подобию американской SEC. Представители державы-победительницы приняли в становлении обновленного рынка самое активное участие. Первоначально на иракской бирже обращались бумаги лишь 15 компаний. В 2006‑м биржа на несколько месяцев отменила торги из‑за активизации боевых действий со стороны повстанцев. Никакой электронной торговли по‑прежнему не было, как не было и никакого намека на компьютеры. Трейдеры либо звонили, либо, находясь в зале, просто кричали брокерам, что именно им нужно, а те постоянно переписывали котировки бумаг фломастером на доске. Часто торги отменялись по причине отключения электричества, но и без этого рынок был доступен в течение максимум шести часов в неделю: с 10 утра до полудня по вторникам, четвергам и воскресеньям. За весь 2006 год было совершено около 38 тыс. сделок (против 92 тыс. в рекордном 2000‑м), торговый оборот при этом составил 57 млрд акций — более чем в 15 раз выше показателя 2000 года (3,48 млрд акций).

Поначалу участниками торгов на Иракской фондовой бирже были исключительно резиденты страны. Рынком заправляла группа богатых иракцев, проживавших, как правило, за пределами родины и отдававших торговые приказы по телефону. В августе 2007‑го доступ к торгам иракскими бумагами получили иностранцы. Однако активность зарубежных инвесторов по понятным причинам была не особенно высока: к концу 2008 года на них приходилось не более 20% торгового оборота биржи. Вероятно, в немалой степени поэтому мировой финансовый кризис практически не затронул местный фондовый рынок.

Структура иракского биржевого фондового рынка заметно изменилась по сравнению с довоенным периодом. Если при Саддаме Хусейне основную его долю составляли промышленные предприятия, то сегодня более 70% капитализации рынка приходится на иракские банки — по сравнению с менее чем 10% в 2000 году. Количество эмитентов достигло предвоенных показателей, однако теперь они поделены не на четыре, а на восемь секторов: банки, страхование, инвестиции, услуги, промышленность, туризм и отели, сельское хозяйство, телекоммуникации. Лидером по числу компаний, как и ранее, выступает промышленный сектор.

Электронная торговля пришла на Иракскую фондовую биржу только в 2009 году. Несмотря на это, активность торгов акциями местных компаний остается крайне низкой по сравнению даже с развивающимися рынками. Несколько десятков сделок за сессию в самой активно торгуемой бумаге — нормальное явление. Зато теперь биржа работает регулярно: пять дней в неделю, с воскресенья по четверг, с 9:30 до 12:00 по местному времени. Первые полчаса приходятся на предторговый период, за которым следует основная сессия. Совокупная капитализация иракской биржи в декабре 2012 года составляла всего лишь около $4 млрд, а среднедневной оборот едва превышал $3 млн. Однако в начале текущего года на рынке произошли серьезные изменения.

В начале февраля 2013 года на иракском фондовом рынке произошло знаменательное событие: листинг на ISX прошла компания Asiacell — лидер локального рынка сотовой связи и один из крупнейших операторов во всем ближневосточном регионе. Абонентская база компании приближается к 10 млн человек. Объем IPO составил 25% акций общей стоимостью $1,3 млрд, что позволило ему стать крупнейшим размещением иракской компании со времен Саддама Хусейна. Листинг Asiacell увеличил капитализацию иракского фондового рынка более чем вдвое. Компания стала первым и пока единственным представителем сектора телекомов на Иракской фондовой бирже. Интересно, что, несмотря на первоначальный интерес к IPO со стороны глобальных банков, таких как Morgan Stanley и HSBC, в итоге единственным организатором размещения стал мало кому известный багдадский брокер Rabee Securities. Тем не менее, инвесторы выкупили весь предложенный объем. Вероятно, на руках у богатых иракцев есть немало свободной наличности, и можно надеяться, что хорошие активы будут и впредь пользоваться здесь спросом.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи