Про возможность выхода на IPO, про облигации, дробленые ценные бумаги, а также про итоги года в целом рассказал Fomag.ru Владислав Кочетков, президент инвестиционного холдинга «Финам».
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
Мы видим себя в роли брокера для инвесторов осознанного выбора, которые более менее понимают, что происходит на рынке. Волатильность их не смущает и даже является возможностью заработать.
В общем, к нам обращаются клиенты с разными вопросами. Те, кто вкладывается в долгую, держат и увеличивают позиции, а для тех, кто ориентирован на субъективную торговлю, рынок достаточно веселый по всем направлениям. Например, то, что происходит с «Дагэнергосбытом», по-моему, какой-то pump&dump. Смотрю и мне интересно, как маленькая бумага на миллиардных оборотах начинает летать туда-сюда.
Если подводить итоги года, то первая тема – это продолжение притока розничных инвесторов. Статистика, которую озвучивают, на то и статистика, ведь она немного преувеличена. На самом деле, зафондированных счетов на рынке порядка 6 млн, из которых 4 млн со средствами меньше 10 тысяч рублей. Это так называемые хвосты, люди, которые открыли счет, чтобы получить акции в подарок, а потом полученные с них деньги направили в другие сферы потребления.
Тем не менее инвесторов много, динамика хорошая. Несмотря на рост ключевых ставок, она сохраняется. Фондовый рынок сейчас не как альтернатива депозиту, а как некое параллельное направление получения дохода.
Также в этом году не менее важно возрождение российских IPO. Как я считаю, размещение СПБ биржи – лучшее, что было. Fix Price, Segezha Group, «Ренессанс» и прочие тоже запомнятся, но именно полноценное массовое IPO произошло у СПБ биржи.
Кроме того, ЦБ ускорило введение тестирования, которое, вероятно, еще будет ужесточаться. При этом, несмотря на то, что в интернете уже есть ответы, статистика по прохождению немного ухудшается. Изначально тесты проходили замотивированные инвесторы с высокими показателями на рынке, сейчас же становится все больше новичков.
Хорошая статистика по иностранным ценным бумагам и по паевым фондам, а самые слабые результаты по форексу и репо. Также тяжело идет срочный рынок, все-таки он, действительно, не для всех. Но в целом этот год был неплохой, заработать смогли практически все: и инвесторы, и спекулянты.
Следующий год будет интереснее: основной вопрос – начнется ли восстановление мировой экономики? Кроме новых штаммов коронавируса есть и геополитические риски, а также высокая инфляция и сворачивание ликвидности. Скорее всего, рынок все равно будет растущим, но значительно более волатильным и спекулятивным.
Касательно темы IPO определенно есть спрос, да и большой. Интерес высокий как к различным экзотическим размещениям малой капитализации, которые проходят в США, так и к российским. Стоит заметить, внимание к IPO у нас больше спекулятивное. Мечта российского инвестора – подать заявку на IPO, получить акции, зафиксировать 40% прибыль в первый же день и чувствовать себя счастливым человеком, что случается далеко не всегда.
Тем не менее в случае с теми же pre-IPO, когда бумага покупается в расчете на горизонт от полугода, а чаще от 1-2 лет, не факт, что она будет размещаться. Однако российские квалы готовы вкладываться и достаточно активно работают.
Если говорить непосредственно о «Финаме», то у нас есть идея выхода на IPO, но она, скорее всего, в перспективе 2-3 лет. Насколько это будет возможно, рынок покажет. Публичность имеет плюсы и минусы, например, в части развития, куда можно направить большие ресурсы. Мы рассматриваем себя даже не как классическую финансовую компанию, а как некий финтех-стартап. Имея достаточный запас ликвидности, мы готовы 2-3 года работать в минус, инвестируя в развитие. Публичная компания такого себе позволить не может. Так что нужно время.
Сложно конкурировать с огромными базами Сбербанка и ВТБ. Тут основным направлением является позиционирование. Мы ориентированы на инвестора, который приходит для того, чтобы иметь возможность купить Alibaba напрямую на Гонконгской бирже или же, к примеру, приобрести с одного счета американские опционы и российские акции. Наша задача – быть безусловным лидером в данной нише.
Сейчас мы очень активно фокусируемся на вложении в технологии, которые позволяют инвесторам получать больше. Один из примеров того, о чем говорю, – продукты в сфере персонального финансового планирования, которые позволят получать дополнительные бонусы, включая кредит под 0% или 2%.
Я думаю, в следующем году ожидается повышенный интерес к ETF. Мы видим очень высокую активность в сегменте БПИФов, которых становится все больше. Даже если в биржевом обращении количество индексов будет ограничено, как минимум, 300 или 600 иностранных ETF мы получим. И это сделает жизнь существенно интереснее. Конечно, без плечевых ETF и многих других вещей рынок будет ограничен, но все равно на порядок вырастет.
Говоря про управляющие компании в данном контексте, они все это переживут. Я, как инвестор, редко смотрю на их тарифы, как правило, другие также. Поэтому управляющие компании, которые вещают о том, что с 1 апреля 2022 года у них все пропадет и нажитое непосильным трудом исчезнет, просто преувеличивают.
Если затронуть тему иностранных рынков, 85-87% объема приходится на США, еще примерно 4% на Гонконг, а дальше идет распыление между европейскими странами. Тем не менее мы продолжаем расширять количество площадок, но в основном это Америка.
Говоря о налоге в 30% для нерезидентов, тут проблема в том, что клиенты из Казахстана и Белоруссии с удовольствием торговали бы через Россию, которая им нравится значительно больше Кипра или США. Если налог станет хотя бы 13-15%, как для россиян, то я уверен, что мы увидим большое количество граждан тех стран. С их стороны есть явный интерес работать через российских брокеров. А дистанционное открытие счета вроде бы уже возможно, но пока плохо реализуется, с точки зрения именно внутриброкерских процессов.
Тонкий рынок, манипуляция, шипы, которые будут вылетать в рамках одного брокера, неизбежны. Скорее всего, рынок действительно будет мигрировать в формат 24/7 и поделится на две части: ликвидный, когда работают биржа и управляющие активами, а также неликвидный, то есть такой вот полуритейловый. Предположим, вы вдруг проснулись в 3 часа ночи и резко захотели продать Apple. В таком случае сможете попробовать это сделать.
Если говорить про облигации, сейчас есть точка зрения, что раз инфляция высокая, часть инвесторов обратила внимание на данные ценные бумаги, как на более безопасные. Как держатель облигаций ОВК, совсем с этим не соглашусь. Если брать статистику, нет ни позитивной, ни негативной динамики. Несмотря на рост ставок, интерес к облигациям есть. Но, безусловно, размещаться тем же самым ВДО (высокодоходным облигациям) в следующем году будет сложнее и дороже. Рисковый инвестор может вложиться в районе 5% от портфеля, а так в целом я бы не советовал.
К сожалению, история с дроблеными акциями совершенно не двигается. ЦБ ее анонсировал в ряде презентаций, но потом тема затихла. При этом мы наблюдаем, что американские брокеры сейчас во многом развиваются именно за счет дробленых бумаг. На самом деле, хотелось бы увидеть развития и у нас, чтобы был именно общепринятый механизм. Однако движение почему-то затихло.
Тимур Турлов рассказал о лучшем IPO на российском рынке
Про геополитику, развитие финансового рынка, цифровизацию и многое другое поговорили с Тимуром Турловым, основателем «Фридом финанс», CEO Freedom Holding Corp.
Далее делимся мнением эксперта от первого лица.
Мне очень хочется верить в то, что в будущем геополитика отойдет на второй план. Мы выработали плохую привычку – у нас стабильно плохие отношения. Мы постоянно с кем-то ругаемся, у нас постоянно происходит какая-то напряженность, нам постоянно угрожают санкциями, а мы угрожаем в ответ. Это уже не новость для российского рынка – все, кто присутствует на российском рынке, приняли этот риск много лет назад.
Но хочется верить, что мы не превратимся в Северную Корею или Иран. У нас слишком диверсифицированная экономика для этого, а культура достаточно открытая. Общество крайне не заинтересовано в дальнейшем ухудшении ситуации. Напряженность сохранится, но игроки это закладывают в цены. Кроме того, положительные тенденции в нашей экономике тоже есть. Если абстрагироваться от политики, то можно сказать, что в целом у нас вообще все неплохо.