Интервью / Financial One

«В трейдинге вы должны понимать, на чем будете делать деньги»

«В трейдинге вы должны понимать, на чем будете делать деньги»
18944

В последние годы конкурс «Лучший частный инвестор» (ЛЧИ) фактически делился на два неофициальных соревнования - битву алготрейдеров, публично разгонявших торговый депозит на тысячи процентов, и соревнование обычных участников, не столь подкованных в финансовой математике. Поскольку в своем умении раскручивать небольшие суммы HFT-роботы постоянно затмевали результаты «ручных» трейдеров, их соперничество в свое время было выведено в отдельную номинацию «Лучший активный трейдер».

Победитель этого конкурса – торговый робот под названием robot_TestV1.1, который сумел разогнать официальный счет с 50 тысяч до 2,377 млн рублей, показав тем самым за три месяца доходность в 4754%. Financial One пообщался с командой разработчиков алгоритма, чтобы выяснить, какие стратегии сегодня способно приносить столь высокую доходность. Итак, знакомьтесь: Вадим Кулешов (сверху справа), Артем Маранджян (сверху слева) Антон Медведев (снизу слева), Александр Акопян (снизу справа).

Почему вы решили принять участие в ЛЧИ?

Мы хотели одержать победу в конкурсе. Для нас он уже четвертый по счету, первый раз мы приняли участие в 2009 году, но сейчас впервые добрались до первого места. Хочу заметить, что наш робот влился в гонку не с самого начала. Предварительно мы посмотрели на конкурентов и оценили их возможности. Результаты соперников нас воодушевили, так как мы поняли, что нам вполне под силу занять призовое место. Также очень хотелось показать «красивую» кривую доходности, в которой не было бы ни одного убыточного дня – чтобы люди увидели, что на рынке можно стабильно зарабатывать.

Немаловажным оказался тот факт, что в статистике ЛЧИ теперь не выводятся сделки посекундно. Это делает затруднительным reverse engineering высокочастотных торговых стратегий, участвующих в конкурсе.

А как вы вообще попали на фондовый рынок?

(Отвечает Вадим Кулешов, один из создателей робота) Я окончил МГТУ им. Н.Э.Баумана, получил диплом инженера-физика. На рынок пришел в 2006 году, начинал с покупки паёв инвестиционных фондов. Постепенно стал разбираться в теме и увидел, что у этого инструмента есть существенные законодательные ограничения, которые лишают трейдера гибкости. Забросив торговлю паями, перешел на фондовый рынок. Первые сделки совершал вручную, используя свечной анализ и немного арбитражных навыков. Например, я строил для себя график, на котором отображались несколько инструментов за текущий день. Соответственно, активы с перспективами роста я покупал, с возможностью коррекции – продавал.

При ручной торговле я столкнулся с классическими проблемами в психологии и в итоге решил автоматизировать процесс. В том же 2006 году начал писать подходящий софт параллельно с основной работой. Потом познакомился с людьми, которые перевернули мое представление о трейдинге. Я осознал, что для прибыльной торговли порой нужно знать лишь цену...Собственно, так я и пришел к арбитражным стратегиям, которые сейчас составляют алгоритмический костяк торговых подходов, над которыми трудится наша команда.

Расскажите о группе разработчиков.

В команде четыре человека, все «технари». Трое, включая меня, занимаются программированием. Еще один человек присматривает за роботами и выполняет роль системного администратора. Я же занимаюсь разработкой платформы – чтобы она была быстрая и удобная. Антон Медведев, например, отвечает за разработку и написание алгоритмов на базе этой платформы.

А кто выступает риск-менеджером?

Получается, что я.

Какой объем средств на вашем боевом счете?

Точную сумму назвать не могу.

Как правило, победители конкурса ЛЧИ не прочь взять деньги в управление. У вас нет таких планов?

Деньги в доверительное управление мы точно не собираемся привлекать просто потому, что у нас не настолько масштабируемые стратегии, чтобы иметь возможность «переварить» дополнительные средства.

Ваш торговый алгоритм победил в номинации «Лучший активный трейдер». Когда он появился, как эволюционировал?

Этот робот разрабатывался не под конкурс ЛЧИ. На самом деле, на публичном счете эксплуатировались три торговые стратегии. Первая – «корзина» фьючерсов. Вторая – арбитраж (фьючерс РТС против фьючерсов на акции). Третью стратегию, которая генерировала много заявок и сделок, мы назвали технологичным маркетмейкингом, поскольку алгоритм фактически занимался котированием рынка. Все эти роботы рабочие и постоянно эволюционируют.

Ваш третий алгоритм участвует в программе маркетмейкеров Мосбиржи?

Нет, хотя раньше, до крымских событий, мы официально котировали опционы. Но после мартовского слива, когда нас буквально «порвало», мы решили, что риски слишком большие. Сейчас мы участвуем в программе «лучший BID/ASK» по фьючерсам на ОФЗ.

В будущем, конечно, рассмотрим возможность вновь стать маркетмейкерами. Наиболее вероятным выглядит возвращение на опционы, второй по значимости вариант – фьючерсы на single stocks. Если бы биржа подняла премию за котирование акций, мы бы форсировали этот процесс.

Для вас наверняка актуальна тема комиссий. Как вы решаете этот вопрос?

В активные дни мы отдаем больше 100-150 тысяч рублей в виде комиссии. При тихом рынке можем набить 700-800 тысяч рублей комиссионных в месяц, но на самом деле они окупаются алгоритмами, а штрафов за биржевой «спам» во время конкурса мы не получали.

А до этого случалось зарабатывать «желтую карточку»?

После конкурса мы все-таки нарвались на неприятности. Были дни, когда биржа выписывала нам штрафы по 145 тысяч рублей. Дело в том, что мы запустили нашего робота-маркетмейкера на новых фьючерсах, при этом основные алгоритмы не торговали и не набивали комиссию. Рынок был довольно активный, а мы упустили из виду, что надо следить за транзакциями, и, короче, нас хорошо наказали за чрезмерную активность. Можно сказать, что мы вернули бирже те деньги, которые нам фактически полагаются в качестве призовых!

Раз уж мы вспомнили мартовские события, не могу не спросить, как в тот «черный» день 3 марта сработали ваши алгоритмы? Был ли это наихудшим днем в вашей трейдерской карьере?

Да, 3 марта наша опционная позиция доставила нам большие неприятности: мы потеряли на ней 2,3 млн рублей. Тогда мы еще «маркетили» опционы, и в итоге нашу позицию перекосило, а на утреннем гэпе - «порвало».

Бывали и другие серые моменты. Например, один раз я поймал гэп не в ту сторону на полмиллиона рублей. Обидно было ещё потому, что заявка оказалась самой первой в очереди, а я в этот день перепутал buy и sell. ..

Наоборот, сумасшедших доходов, после которых сносило бы крышу, получать не удавалось. Были удачные торговые сессии, но так как мы зарабатываем потихоньку, но стабильно, соответственно, крайне яркие моменты не запомнились. Зато очень приятно, когда новый робот сразу начинает приносить прибыль.

Используете ли вы сервис Co-location?

Естественно.

Какой у вас протокол передачи данных?

В основном торгуем через CGate. FIX/FAST сейчас разрабатываем для того, чтобы выйти на валютный и фондовый рынки. Для этого надо модернизировать платформу, и тогда можно будет снова подумать и про маркетмейкинг.

Любые изменения в структуре рыночных торгов для ваших алгоритмов критичны. Расскажите, а как на них повлияло повышение шага цены на фьючерсе на индекс РТС с 5 до 10 пунктов, которое произошло 2 года назад?

Вот вы и спросили о наболевшем… Крайне негативно сказалось – это я могу вам сказать как HFT-трейдер, который видит вещи, большинством не замечаемые. После удвоения шага цены по фьючерсу на индекс РТС этот инструмент покинули практически все скальперы. Создается ощущение, что в стакане остались одни алготрейдеры.

Я мониторю «проливы» внутрь стакана, то есть локальную волатильность, так вот если судить по ней, то индекс РТС стал очень техничный. То есть практически все бьют в первый-второй уровень bid, никто не попадает внутрь стакана. Торговые системы стараются не заливать в стакан свои ордера, в результате чего он кажется неживым по сравнению с другими фьючерсами.

Общее мнение у людей в индустрии приблизительно такое: либо удвоение шага цены никак не повлияло, либо стало хуже. Этот фьючерс теперь более эффективный, и на нем сегодня удается заработать намного меньше, поэтому трейдеры теряют к нему интерес. Например, наш основной алгоритм, который был представлен на конкурсе как маркетмейкерный, - раньше он на фьючерсе РТС зарабатывал существенно больше, чем сейчас. А теперь мы его даже иногда выключаем из-за убытков.

Конечно, показать хорошие результаты очень помогла высокая волатильность. Также в ходе конкурса сильно ощущалась конкуренция со стороны ручных трейдеров, которые хорошо ориентировались в рынке и поэтому много заработали на долларе и на деривативах. Фактически это был «звездный час» для ручной торговли. В предыдущие годы только алготрейдеры показывали максимальные результаты, а тут оказалось, что и руками можно прилично зарабатывать.

HFT-трейдеры всегда сталкиваются с одними и теми же проблемами: как стать быстрее конкурента, как оптимизировать софт, как снизить издержки на поддержание торговых систем, какое железо выбрать и так далее. И все стараются решить эти проблемы в кратчайшие сроки. В чем ваше преимущество?

На мой взгляд, у нас есть три составляющих успеха: большой накопленный опыт, скорость и диверсификация по стратегиям.

Не боитесь, что из-за понижения волатильности ваши алгоритмы станут неэффективными?

Побаиваемся, конечно, но даже при пониженной волатильности нам удавалось зарабатывать. К тому же в такое время можно вспомнить и про маркетмейкинг. Мы не стоим на месте, постоянно развиваемся, иначе на этом рынке не выжить.

Какие ниши на фондовом рынке могут быть перспективными для ручного трейдера и алготрейдера?

Сейчас в алготорговле конкуренция очень тяжелая. Рынок уже не дает такой «халявы», какая была в предыдущие годы. Маловероятно, что кто-то, даже будучи семи пядей во лбу, сможет придумать новый алгоритм, зарабатывающий миллион процентов.

Трейдеры должны понимать, на чем они будут делать деньги. Надо искать рыночные неэффективности и стараться заработать на них по-максимуму до тех пор, пока они не исчезнут. Как разработчик роботов я бы, конечно, посоветовал всем отходить от ручной торговли и искать для себя алгоритмические решения – пусть и не самые быстрые. Зато тогда в трейдинге практически исчезает человеческий фактор.

Если людям нравится торговать, то пускай они этим и занимаются, но главное, чтобы они понимали: легких денег здесь нет. Если вы хотите зарабатывать, то приготовьтесь к тому, что на рынке надо работать, а не уделять ему минутку-другую, а потом сокрушаться из-за отсутствия средств на счете. К этому делу, как и к любому другому, надо подходить очень серьезно.  

Беседовал Константин Полтев





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи