Интервью / Financial One

«В Крыму все сидят в долларе США»

«В Крыму все сидят в долларе США»
14471

Крымчане привыкли держать сбережения в долларах у себя дома в мешках. Если бы Сбербанк размещал евробонды под 7% годовых среди населения Крыма, то была бы очередь, как в Третьяковку на Серова, рассказал в интервью Financial One директор Восточно-Крымской фондовой компании (ВКФК) Игорь Смородский, который является руководителем единственного брокера на полуострове.

Вы единственный брокер в Крыму?

Да, единственный.

Расскажите о вашем опыте на фондовом рынке?

На фондовом рынке я работаю с 1995 года, руковожу Восточно-Крымской фондовой компанией с 1997 года.

К каким площадкам предоставляете доступ?

Московская биржа.

Вы работаете по субброкерской схеме, представляя крымчанам доступ к Московской бирже?

Да, мы являемся агентом «КИТ Финанс Брокер» и «Сибирской инвестиционной компании».

Влияют ли санкции на ваш брокерский бизнес?

Естественно, проблемы с санкциям, электроэнергией – все это отражается на нас.

Как отключения электроэнергии повлияли на ваших клиентов?

Фактически с 24 ноября в офисах света не бывает по полдня. Ты можешь выставить позиции, а рынок пойдет в другую сторону, и ты «влетишь». Мы так конкретно влетали два раза.

А если стопы поставить на сервер старшего брокера?..

Я со стопами не торгую. Можно, конечно, звонить «КИТам», просить снять, поставить заявки. Многие мои ребята влетали на отключении электроэнергии. Свет отключают с 10 до 13 часов и с 16 до 19 часов. Осталось потерпеть пару месяцев, в апреле все решится.

Как видите перспективы развития брокерского бизнеса в Крыму?

Крым – это огромный туристический кластер. Нам бы 2-3% тех денег, которые вращаются в банковской системе. Тогда фондовый рынок улетел бы вверх, как ракета. Не хватает денег, ликвидности. В Крыму за курортный сезон сотни тысяч людей зарабатывают. Где все эти деньги оседают?

В долларе США. Поддерживают американскую экономику.

Абсолютно правильно, поэтому как я могу переубедить людей, если вчера доллар был 60, а сегодня уже 80? Пусть даже человек купит еврооблигации на эти доллары. Но он должен понимать, что его не кинут завтра. Вот если бы Сбербанк выпустил евробонды под 7% и разместил среди населения Крыма, то, я думаю, здесь была бы очередь, как в Третьяковку на Серова. В небольшие банки люди деньги не понесут под такой инструмент. Центробанку нужно находить законный механизм, чтобы осваивать деньги населения, а мы проводники этой политики.

Почему крымчане не обращают внимание на валютный рынок?

Во-первых, недоверие. Люди привыкли держать наличную валюту дома в мешках. Во-вторых, не все знают о такой возможности. Кроме того не все банки работают в Крыму. Часто нужно ехать для совершения банковской операции в Краснодар или Москву. К примеру, чтобы обналичить доллары США, выведенные с брокерского счета.

Как убедить человека вложить валюту в еврооблигацию под 8% годовых? Я даже своих знакомых не могу убедить. Это просто параноидальное недоверие.

Есть такое понятие - «финансовая грамотность». Какие деньги тратят банки для продвижения своих программ? Много денег. А сколько денег тратится для популяризации фондового рынка? Ноль. Ведь надо сделать так, чтобы люди понимал, что те же ИИС – это государственная гарантированная программа. Люди могут получать возмещение по НДФЛ. Никто же этим не занимается. Или они хотят, чтобы я этим занимался? У меня сейчас вопрос стоит, как выжить, а не рекламой заниматься.

Мы сейчас остались без оборотных денег, ценные бумаги наши остались в Украине. Были миллионы, а остался мусор. Поэтому надо признать: на популяризацию фондового рынка ресурсов у меня нет.

21 января курс доллара США доходил до 85 рублей. Был ли какой-то ажиотаж в этот день?

В Крыму все сидят в долларе США. Естественно, когда начал расти рубль, многие пытались на этом заработать — сдать по 80 и откупить по 75 рублей. Но надо понять, что спред в банках доходит до 10 рублей. Ни один московский банк себе такой не может позволить, что творят в Крыму. Вот скажите, кто-нибудь держит спред 10 рублей в Москве?

Разве что на Курском вокзале...

Вот мы друг друга понимаем (смеется).

Financial One читают и сотрудники Банка России, которым интересно узнать о проблемах развития брокерского бизнеса в Крыму. Про рекламу ИИС я уже услышал.

У нас был селектор, я написал даже Селютиной (Лариса Селютина, директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России – примечание редакции): «Ребята, проведите мероприятия по ИИС по Крыму. Я прошу не для себя, а чтобы вы поддержали государственную программу и информационно продвигали ИИС в Крыму».

Через какие каналы лучше распространять эту информацию?

Интернет, республиканские СМИ (газеты, ГТРК «Крым»). Может быть, немного наружной рекламы, хотя ее эффективность 2-3%. Для ЦБ мы делаем огромное количество отчетов. И эти формы отчетности меняются каждый квартал. Многие вещи забюрократизированы. Приведу пример. Кому-то в голову пришло сделать отдельное подразделение в финансовой компании по ПОД/ФТ. У меня работает 9 человек в штате, и разве я должен держать 2 человека в подразделении ПОД/ФТ? Просто театр абсурда какой-то. Ладно, в банке, где 200 человек работает, а небольшим брокерам зачем это нужно?

Вы торгуете на бирже?

Да, я торгующий директор.

На каком рынке торгуете, и какой у вас любимый биржевой инструмент?

Акциями. Из «голубых фишек» самая большая ликвидность в Сбербанке, но это глобальная бумага. Мне же больше нравятся «Яндекс», «ЛУКОЙЛ», Новороссийский морской торговый порт.

Иностранными ценными бумагами не пробовали торговать?

Нет, никогда. Я всем говорю: «Торгуйте пока только в России». Языковой барьер – главная причина.

Кстати, на Санкт-Петербургской бирже можно купить акции компаний США на ИИС.

Да, я в курсе.

Со стороны населения есть спрос на брокерские услуги?

Спрос очень мал. Я не буду вам говорить, сколько мы привлекли людей за прошедший год. Но это очень мало – исчисляется десятками, даже не сотнями людей. У нас собственные офисы в трех городах Крыма: центральный в Феодосии, также в Симферополе и Севастополе. Офис в Севастополе сейчас не работает, мы его сдаем в аренду. К сожалению, он убыточен, не может заработать, чтобы обслужить сам себя.

Для тех, кто торгует, мы устраиваем собрания клуба трейдеров в симферопольском офисе. Обсуждаем разные стратегии торговли – на споте, срочном рынке. Конечно, в основном все торгуют валютными инструментами, так как это спекулятивно и волатильно.

У нас есть клиенты, которые торгуют миллионами. Конечно, это исключение. Они очень азартны – сегодня заработали два миллиона, завтра потеряли их.

А инвесторов видите? Или все только интересуются спекуляциями?

За год в ИИС мы привлекли только 3 человека. Когда вы спрашиваете меня, сколько людей готовы быть долгосрочным инвесторами, я вам скажу, что пока даже я в это не верю.

Расскажите о доходности брокерского бизнеса в Крыму и его перспективах?

Сейчас мы работаем на последнем издыхании, потому что нам не на чем заработать. Я сейчас живу не за счет фондового рынка, а за счет сдачи своих помещений в аренду.

Брокерам нужно искать новую экономическую модель. Государство должно, по крайней мере, не мешать. Меня постоянно дергают: то заставляют вступать в СРО, то новая отчетность, переучивание сотрудников, ПОД/ФТ и прочее.

Какие бы ни были проблемы, люди приезжали и будут приезжать сюда отдыхать. Если люди заинтересованы в покупке акционерных обществ в Крыму, то я мог бы помочь купить цивилизованно и по сегодняшним меркам недорого. Речь идет об освоении инвестиционного потенциала региона.

Беседовал Роман Некрасов, финансовый блогер, создатель сайта market-lab.org.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи