Экспертиза / Financial One

В чем причина непрерывного роста американского госдолга

357

О проблеме госдолга США рассказал экономист Боб Мерфи в интервью ReasonTV.

На данный момент государственный долг США составляет более $27 трлн. Сумма приближается к 100% годового ВВП, то есть к размеру всей экономики США. Американский госдолг уже превышает величину конца Второй мировой войны.

Говоря о государственном долге, важно понимать, из чего он состоит. К слову, общий государственный долг США приближается к $35 трлн, а его соотношение к ВВП уже превышает 100%. В общую сумму входит как долг населения, так и правительства. Сумма в $27 трлн, указанная выше, означает долг населения. Сюда не входят деньги, которые правительство должно самому себе (так называемый внутригосударственный долг).

Так или иначе, госдолг США резко вырос после финансового кризиса 2008 года, а затем взлетел из-за расходов на борьбу с пандемией. Отметка в 100% ВВП является своего рода точкой невозврата для многих экономистов: когда госдолг той или иной страны поднимается выше этого уровня, дорога обратно начинает выглядеть практически нереальной.

США уже переживали эпизод в истории, когда уровень госдолга находился на максимуме, – после Второй мировой войны. Это понятно: большая часть долга была вызвана значительными военными расходами до и во время войны, страна потратила много денег на дефицитное финансирование. Печатный станок активно работал. Но затем США получили некоторый профицит, и расходы стали гораздо меньше, что позволило стране выйти из плачевного финансового состояния.

Тем не менее нынешняя ситуация выглядит совершенно иначе. Американский госдолг действительно подскочил из-за пандемии коронавируса и финансового кризиса, но не похоже, что светлое будущее уже за горизонтом. По прогнозам Управления Конгресса США по бюджету, в течение следующих 30 лет долг населения вырастет до 166% ВВП, и это без всяких кризисов – просто по мере того, как процентные ставки будут возвращаться к более нормальному уровню.

«Это одно из ключевых различий между послевоенным периодом и сегодняшней ситуацией. У нас нет возможности просто развернуться и сказать: "Ну вот, теперь, когда кризис позади, мы можем вернуться на твердую почву". Ситуация будет болезненной, какие действия ни предпринимало бы правительство на текущий момент», – говорит экономист Боб Мерфи.

Последовательный рост госдолга

Как столь высокий объем государственных расходов стал политически оправданным? Когда американцы привыкли к идее того, что печатный станок работает без остановки, а государственные расходы растут?

«Помню, как пришел Обама со своим так называемым пакетом стимулирования. Я помню дебаты того времени, и пакет был принят. Сумма была большая, но политики хотели, чтобы она не превышала триллиона. Я помню это, потому «слово на букву Т» тогда еще многих пугало. Но мы преодолели психологический порог, и люди просто привыкли к тому, что это новая норма», – объясняет Мерфи.

Американский госдолг последовательно рос на протяжении долгого времени сразу по нескольким причинам. Первая и самая очевидная – низкие процентные ставки. Например, ставки по краткосрочным казначейским обязательствам были практически на нулевом уровне в течение семи лет. Чтобы осознать это, представьте себе ситуацию, в которой бы вы получили кредит под 0%, скажем, на 12 месяцев. Вы могли бы покупать смартфоны, плазменные телевизоры, машины – наслаждаться жизнью. Но ничто не длится вечно. Спустя годы райских условий для заемщиков ситуация кардинально изменилась. В результате баланс Федеральной резервной системы начал попросту взрываться.

«Все росло, и некоторые люди стали использовать термин "гиперинфляция". Но конец света не наступил, и бензин не стал стоить $20 за галлон. Поэтому люди начали верить в то, что в результате ситуация вернется к норме, что правительство возьмет все под контроль», – объясняет эксперт.

Всякий раз находились причины, с помощью которых правительство объясняло обществу очередную причину продолжения работы печатного станка.

«Не было причин сокращать расходы сперва в ближайшие шесть месяцев, а потом это все затягивалось и затягивалось. Новая власть говорила: "Ну, блин, демократы потратили кучу денег, так почему бы и нам не потратить?" А затем началась пандемия, и пошло-поехало», – говорит он.

Постепенно государственные расходы США и американская политическая культура превратились в красивый символ – надежный оплот против бедствий, способный всех спасти от ужасной ситуации. Но жить на полную катушку не получится вечно.

Государственный долг страны часто сравнивают с семейным бюджетом – для простоты понимания. Тем не менее качественное различие между частным домохозяйством и правительством заключается в том, что если вы сами набираете большой долг по кредитной карте, устраиваете шикарные вечеринки и пользуетесь популярностью среди знакомых, то в какой-то момент начинаете понимать, что вам придется за это расплачиваться. В то же время власть, действующая в конкретный момент времени, осознает, что срок правления конечен, – и пользуется этим. Уровень ответственности снижается в надежде переложить все проблемы на плечи новой администрации.

«Идея заключается в том, чтобы жить, пока ты контролируешь государственный аппарат, а потом кто-то другой будет разгребать проблемы. Тебе просто необходимо добиться расположения людей, а затем уйти с поста главы государства, получив приятную должность», – объясняет эксперт.

Фундаментальная проблема заключается в том, что в действительности экономика не выигрывает за счет снижения процентных ставок, считает Мерфи. Если ФРС резко включит печатный станок на полную мощность, граждане США не станут богатыми в одночасье.

К слову, прямо сейчас американское правительство тратит на выплату процентов по долгу больше, чем на обеспечение обороны страны. Всего 20 лет назад такая ситуация казалась нереальной.

«Когда кто-то говорит, что из-за растущего госдолга произойдут плохие вещи, но они не происходят, скажем, в следующий вторник, общество начинает называть такие прогнозы просто трусостью», – говорит Мерфи. Проблема в том, что люди живут сегодняшним днем, будто отрицая существование долгосрочной перспективы.

Кто платит за высокую ключевую ставку

Про основные кредитные риски, потенциал «Аэрофлота» и «Яндекса», а также будущее золота рассказал известный эксперт и инвестор Игорь Шимко.

Игорь Шимко отмечает, что Банк России может сохранить ставку на уровне 18%, однако не менее вероятно и возникновение необходимости в ужесточении условий. Эксперт предупреждает, что компании должны обеспечивать доходность выше 20-25% для покрытия затрат на кредитование. Многочисленные бизнесы теперь сталкиваются с последствиями роста ставок и ухудшением условий кредитования. «Бизнес становится уязвимым, чистая прибыль начинает драматически сжиматься», – объясняет инвестор.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи