Планы по приватизации, правильность подхода ЦБ к влиянию на рубль, а также «неизбежное» повышение пенсионного возраста – об этом шла речь в интервью министра экономического развития Алексея Улюкаева для Reuters.
В настоящее время, по его словам, появились реальные шансы для приватизации части пакета акций РЖД. «Например, обсуждаем вопрос приватизации в пользу негосударственных пенсионных фондов или целевая приватизация, бенефициаром которого стал бы Российский фонд прямых инвестиций», – рассказал он.
Улюкаев считает, что в ближайшее время могут быть приватизированы ВТБ, НМТП, Совкомфлот, АЛРОСА и другие, а затем уже РЖД, Ростелеком, Транснефть.
«Приватизационные возможности очень большие. У нас есть конкретные предложения по активам в перспективе трех лет, конкретные предложения по суммам. В общей сумме за три года получается под триллион рублей», - говорит министр. Он положительно оценивает покупку акций Башнефти компанией Роснефть, так как государство благодаря этому сможет получить больше заложенных в бюджет 704 млрд рублей.
Выкуп Роснефтью своих акций у государства расценивается в качестве промежуточного решения для последующей продажи другим инвесторам, которые уже есть, рассказывает Улюкаев.
Министр считает, что неправильно требовать от всех госкомпаний платить дивиденды в размере 50% от чистой прибыли: «Вообще-то правильно, когда каждая компания имеет свою дивидендную политику».
«Нужно смотреть на инвестиционные программы компаний и делать исключения для тех, которые докажут нам, что они готовы реализовывать свои инвестиционные программы. Бюджетная техника при этом может быть разная: можно одной рукой взять 50%, а другой – дать субсидию. Можно просто сказать: сокращаю требование по дивидендам. Но только после того, как будет доказано, что это влияет на инвестиционную политику компании», – говорит Улюкаев.
Про предложение президента России Владимира Путина подумать над мерами для укрепления рубля
«В целом в части курсовой политики я с коллегами из Центрального банка полностью согласен. Тот механизм, который есть сейчас, фактически свободное курсообразование - правильный, адекватный для нашей экономики. И укрепление или ослабление национальной валюты - это очень конкретная вещь. Для кого-то укрепление беда, а для кого-то – благо. Для экспортера, скорее всего, плохо, а если, например, собираетесь инвестировать, это, скорее всего, хорошо», - объяснил министр.
Укрепление рубля в последнее время он связывает с капитальным счетом, который в этом году уйдет в минус не более, чем на $15 млрд, против более $50 млрд годом ранее – это позволило меньше зависеть от нефтяных цен.
По мнению эксперта, «может быть, и будет какое-то ослабление до конца года, но не принципиальное».
Неизбежность повышения пенсионного возраста
Аргументом Улюкаева для этого является «поддержание живого труда как фактора производства в условиях плохой демографии».
«В этом смысле альтернативы повышению пенсионного возраста нет», - подчеркнул чиновник.
Он говорит, что «повышение пенсионного возраста – это чистый выигрыш действующих пенсионеров», так как «коэффициент замещения увеличивается, и разрыв между средней заработной платой и пенсией уменьшается».
«Практически можно увеличивать требование к пенсионному возрасту на полгода за каждый календарный год. Таким образом, то, что сейчас среди экспертов обсуждается как оптимальный вариант – до 63 лет, можно было бы за 6 лет для мужчин пройти эту дистанцию и за 16 лет для женщин», - объясняет Улюкаев.