Экспертиза / Financial One

Сыграют ли злую шутку с США печатный станок и раздутый госдолг

Сыграют ли злую шутку с США печатный станок и раздутый госдолг Фото: facebook.com
8518

На момент написания этой статьи государственный долг Соединенных Штатов составлял $19,3 трлн.

Страна задолжала еще $5,9 трлн своим собственным учреждениям. В совокупности эти цифры составляют государственный долг в размере $25,2 трлн. Так как большое количество расходов на борьбу с коронавирусом еще впереди, 2020 год в итоге окажется одним из самых дорогих в истории США.

В процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) реакция на коронавирус уже привела к тому, что государственные расходы достигли самого высокого уровня со времен Второй мировой войны (самое дорогое событие в истории США). Как Соединенные Штаты собираются платить за все это?

Никак, и это нормально

Фундаментальным моментом для понимания государственного долга является понимание распространенной ошибки: правительство не следует правилам ведения домашних финансов. Одной из причин этого является важность долга США для глобальных рынков. Частные компании и иностранные правительства используют американские ценные бумаги как способ хранения капитала, вкладывая миллионы и миллиарды долларов в казначейские облигации и векселя, уверенные в том, что они вернут эти деньги обратно.

Кроме того, иностранные правительства и компании покупают американские ценные бумаги в качестве источника американских долларов. Доллар функционирует как мировая резервная валюта, а владение, продажа и сбор процентов по этим активам обеспечивают свободный доступ к долларам.

Эти два фактора (среди прочих) сделали долговые инструменты США существенными для глобального банковского сектора и бизнеса. Для того чтобы эти долговые инструменты продолжали работать, они должны продолжить существование. Если бы Америка погасила свой долг, то не было бы никаких казначейских облигаций, которые могли бы генерировать проценты для иностранных правительств, и никаких казначейских векселей для компаний. Это одна из причин, по которой США в целом могут получать очень выгодные процентные ставки. Люди, покупающие американские долги, нуждаются в этих инструментах почти так же сильно, как и сами США.

Все вышесказанное не является политическим аргументом в пользу того, должны ли США платить или сколько они должны платить. Круг вопросов, поднимаемых государственным долгом, сложен и выходит за рамки данной статьи, но в то же время весьма реален.

Это некий компромисс: решая, как подойти к государственному долгу, правительство взвешивает выплаты по процентам и долговые проблемы с учетом необходимости держать в обращении значительное количество американских ценных бумаг. В результате Америка погасит часть своего долга, но для международных финансов важно, чтобы страна никогда не погасила его полностью.

Формирование доходов (налоговая политика)

Когда речь заходит о фактическом погашении заемных денег, у США есть два основных варианта. Первый – это погашение долга с помощью фискальной политики.

Погашение долга с помощью фискальной политики – это то, о чем большинство людей думают, когда говорят о погашении долга. Это означает выделение части средств федерального бюджета и использование их для осуществления выплат по основному долгу и процентам. Для этого Конгрессу пришлось бы найти деньги, чтобы потратить их на обслуживание долга. Поскольку правительство не имеет профицита бюджета с 2001 года, для этого потребуется одно из двух нижеперечисленных действий.

Повышение налогов

Налоги являются основной формой доходов федерального правительства, причем большая часть его доходов поступает от личных и корпоративных подоходных налогов. Повышая налоги, правительство может увеличить свои доходы. Это позволило бы сократить разрыв между тем, сколько Конгресс тратит и сколько он получает, что позволило бы ему выделять больший процент федерального бюджета на долговые обязательства.

Сокращение расходов

Другой способ справиться с дефицитом – это путем сокращения расходов. Сокращая расходы, правительство может также сократить разрыв между тем, сколько оно получает и сколько тратит. При меньшем объеме средств, выделяемых на программы расходов, Конгресс может направить больший процент федерального бюджета на погашение долга.

Печать денег (денежно-кредитная политика)

Второй вариант погашения государственного долга – это так называемая денежно-кредитная политика. Это означает, что вместо того, чтобы повышать налоги для получения дохода, правительство просто создает деньги, которые оно использует для погашения долга. Поскольку США берут кредиты в своей собственной валюте и могут создавать больше этой валюты по своему желанию, фактически страна не может объявить дефолт по своему долгу иначе, как по собственному выбору. В любой момент времени Конгресс может разрешить Казначейству печатать доллары, необходимые для выплаты любого долга.

Управление денежным долгом нельзя назвать обычным явлением в Соединенных Штатах, но при этом оно не является чем-то неслыханным. Во время Великой рецессии Федеральная резервная система сделала это с помощью процесса, известного как количественное смягчение. Она покупала долговые инструменты США у банков и оплачивала эти ценные бумаги путем зачисления средств непосредственно на их резервные депозиты.

Так, например, если бы банк держал $10 млн в казначейских облигациях США, Федеральная резервная система могла бы купить эти облигации и разместить $10 млн на счету этого банка в Федеральной резервной системе. ФРС не стала бы переводить деньги из других мест. Она бы просто зачислила деньги на счет в этом банке, создав таким образом новые деньги.

Данный процесс Федеральная резервная система уже возобновила во время нынешнего кризиса, покупая долг США и обменивая его на новые деньги.

В США это предпочтительный процесс для выплаты долга посредством денежно-кредитной политики. Как показывает история, Конгресс не выделял новые деньги в бюджет для прямого погашения долга, вместо этого полагаясь на ФРС.

Сдерживающим фактором для обслуживания денежного долга является инфляция. Создавая новые деньги, правительство вводит на рынок дополнительный капитал. В некоторых случаях, если национальная экономика недостаточно капитализирована, добавление новых денег действительно может оказаться очень полезным.

Однако если правительство введет слишком много новых денег, это создаст дисбаланс между способностью потребителей тратить и способностью экономики производить новые товары и услуги. Когда это происходит, начинается инфляционный цикл, толкающий вверх цены и подрывающий ценность сбережений. Данный процесс довольно трудно остановить, поэтому политики, как правило, в этом отношении действуют очень осторожно.

Раздувание денежной массы

В то время как инфляция разрушает покупательную способность и сбережения, она также разъедает кое-что еще – долги. Одна из особенностей инфляционного цикла заключается в том, что при снижении стоимости денег основная сумма долга остается неизменной. Это значительно облегчает погашение долгов с течением времени.

Этот факт не остался незамеченным для американской экономики. В последний раз, когда Соединенные Штаты брали настолько крупные займы для оплаты кризиса после Второй мировой войны, инфляция сыграла ключевую роль в том, чтобы этот долг исчез. Инфляция подрывает ценность всех долгосрочных долгов, и это облегчает их выплату.

Опять же, это не следует принимать за политический аргумент о том, должны ли Соединенные Штаты выплачивать национальный долг. Однако важно понимать этот вопрос в его полном контексте. США могут погасить государственный долг с помощью фискальной политики (повышение доходов или сокращение расходов). Это также можно сделать с помощью денежно-кредитной политики (увеличение денежной массы). Однако необходимо учесть два важных фактора – во-первых, стоимость долга со временем будет снижаться, а во-вторых, глобальная финансовая система нуждается хотя бы в минимальном долге США, чтобы выжить.

Небольшой вывод

США заимствовали крупную сумму, чтобы оплатить расходы на борьбу с коронавирусом. Государство может погасить свой долг путем фискальной политики или же с помощью денежных средств. Первое влечет за собой получение доходов и сокращение расходов, в то время как второе, по существу, влечет за собой печатание новых денег. Это не взаимоисключающие варианты, о чем свидетельствует реакция правительства на эту пандемию.

Топ-3 компаний, на которые сделали ставку инсайдеры

В столь запутанной финансовой среде инвесторам трудно найти рыночную стратегию, которая принесет положительные результаты.

Тем не менее всегда можно обратиться к проверенным временем стратегиям. Один из способов выйти из затруднительного положения – следовать за инсайдерами.

Корпоративные служащие, которым доверяют акционеры и перед которыми они отчитываются, обычно обладают более глубокими знаниями о своих компаниях и бизнесе, чем это доступно среднему инвестору, и они могут использовать имеющиеся знания для совершения собственных сделок. При этом инсайдеры обязаны сообщать о своих сделках общественности, что позволяет обычным инвесторам извлекать выгоду из полученной информации. Так что всякий раз, когда инсайдеры покупают или продают, особенно массово, обращайте внимание!

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (1)
Оставить комментарий
Отправить
Гена Шмидт | 22.05.2020

"Если бы Америка погасила свой долг, то не было бы никаких казначейских облигаций, которые могли бы генерировать проценты для иностранных правительств, и никаких казначейских векселей для компаний."(цы) Долго ржал. А автор вообще в курсе, что как раз облигации - это худший инструмент для того, чтобы "генерировать проценты"? Вообще вся статья это типичный сборник мантр и суеверий монетаристов. По их теории не обязательно увеличивать производство товаров и услуг, улучшать условия ведения бизнеса, обеспечивать свободу движения капиталлов и защиту собственности. Достаточно лишь вбросить нужное количество денег в экономику и всё расцветёт. Причём есть десятки разных школ, которые горячо спорят друг с другом о том куда, как и сколько фантиков вбросить. Всё это очень печально

Новые статьи