Интервью / Financial One

«Рубль - это валюта, которая должна перманентно снижаться»

«Рубль - это валюта, которая должна перманентно снижаться»
12836

Большинство знают Владимира Левченко как популярного ведущего радиостанции Business FM, однако он , помимо всего прочего, имеет еще и солидный стаж работы на финансовых рынках. Financial One попросил рассказать Владимира о том, как он пришел к торговле на бирже и какие стратегии использует сейчас, управляя своими деньгами и средствами клиентов.

Владимир, как начинался ваш трейдерский путь?

Первые сделки я совершил в 1994 году на рынке ГКО. Помню, каким интересным было время перед президентскими выборами: все постоянно чего-то боялись, доходности доходили до 250% годовых. Соответственно, в то время работали многие спекулятивные идеи. Понятно, что никто не использовал никакого теханализа, мало кто понимал, что с ним делать. Получив торговый опыт на ГКО, я стал изучать более фундаментальные, технические вещи, и применял полученные знания уже на рынке акций второго эшелона.

Вы в тот момент работали в компании?

Да, я работал в банке, принимал участие в торгах на Ростовской фондовой бирже, запускал банку дилерство на рынке ГКО в начале 1996 года. Затем попал в Москву и стал работать в «Ренессанс Капитале» в качестве сейлза. Другой уровень, другой рынок. Потом была «Антанта Капитал», из которой я ушел во второй половине 2006 года.

Со временем я стал глубже вникать в торговлю, в процесс управления активами, переходил к методам технического анализа. Уже в тот момент я понимал, что мы движемся к жесткому кризису. Когда он должен был наступить – непонятно, но надо было действовать очень аккуратно. И у меня было много времени, чтобы заняться изысканиями в области анализа рынков. В итоге я разработал несколько своих методик, которые помогли мне предсказать крах 2008 года.

Что это за методики?

Все базируется на теханализе. Как известно, он основывается на психологии, а не на математике. Математика может работать в рамках заданной модели. Например, вы пишете робота, он зарабатывает ровно до тех пор, пока функционирует модель. Затем ситуация на рынке меняется, и вам приходится отключать алгоритм и искать новую неэффективность.

Психология же работает всегда. С момента появления homo sapiens ничего не поменялось.

Меня больше интересуют тренды, моменты их зарождения, насколько движения могут быть сильными, интересными. Я исследую несколько базовых активов и анализирую их динамику. Мало понять, какой силы будет тренд, но важно осознать, куда он пойдет. Ведь достаточно часто перед мощными движениями может быть и контрдвижение, но его может и не быть.

Вы используете в свой торговле волны Эллиотта?

Нет, я в этом методе слабо разбираюсь. Это достаточно сложный механизм, в нем много исключений из общей теории: эта волна может быть такой, такой, а может еще и такой… А если так, то есть еще миллион вариантов. Я понимаю волновую систему, как она работает, но в ней слишком много «но». А ведь надо еще понять, до какого уровня Фибоначчи дойдет эта волна…

Как у вас устроен риск-менеджмент?

Система простая. Все делается в час по чайной ложке. Например, я открыл позицию на 20%, и если движение идет против меня, я либо сижу и ничего не делаю, либо начинаю увеличивать лимит еще на 10%, но только если мои индикаторы показывают, что движение в нужную мне сторону будет большим. Если вдруг индикаторы начинают ломаться, я просто закрываю позицию.

Когда наблюдается тренд, я могу подключить второе, четвертое плечо. Как только появляется сигнал, что тренд ломается, я выхожу.

Усредняетесь?

Вниз я усредняюсь только маленькими объемами.

Вы сейчас управляете деньгами инвесторов?

Сейчас да, но наверно буду отходить от этой практики. Возможно, буду торговать на свои средства. Дело в том, что постоянно находиться в рынке и одновременно анализировать макроэкономическую ситуацию с прицелом на будущее – для меня вещи практически невозможные. Либо я буду терять в качестве управления, либо в качестве анализа. Надо максимально сосредоточиться на чем-то одном. Неважно, насколько ты сильный, важно концентрировать свою силу в нужной точке в нужное время.

Возможно, я создам команду ребят, которые займутся управлением и при этом будут со мной консультироваться по стратегиям и риск-менеджменту.

Какими суммами вы сейчас оперируете?

Не хотел бы об этом говорить.

У вас один или несколько счетов?

Несколько.

Они открыты у наших брокеров?

Нет, отечественные брокеры мне не интересны из-за слишком малого объема доступных инструментов и низкой ликвидности российского рынка. Я торгую на Западе, где имеется больше возможностей.

Чем торгуете?

Валютные пары, сырье, фьючерсы, иногда ETF.

Какая у вас была самая удачная сделка?

В свое время, когда покупал квартиру, половину необходимой суммы заработал на рынке за 10 дней. Второй эшелон, стадия позднего бычьего рынка. У народа была настоящая истерия. В такие времена – а дело было более 10 лет назад - любая идея расходилась «на ура». Мне пришла в голову задумка, я поговорил с аналитиками и в итоге купил акции «Новомосковского азота» - 1000 акций по $60, а потом продал их по $160. В то время наша страна только получила инвестиционный рейтинг, было понятно, что бумаги таких компаний нужно собирать.

А какая сделка принесла существенный убыток?

Он была совершена в 2003 году. Тогда я раз и навсегда отучился торговать с большими плечами. Как сейчас помню - был счет моего товарища. Мы летом крайне неудачно зашортили РАО ЕЭС, в результате чего в моменте получили большой убыток.

Расскажите о текущей структуре вашего портфеля?

Кукуруза, пшеница, доллар, немного серебра – все инструменты лонг.

Часто его перетряхиваете?

В зависимости от рынка. Могу совершить перестановки в один день, а могу держать позиции неизменными долгое время.

С каким настроем вы смотрите в будущее?

Я считаю, что глобальный рост в Америке закончен. Конечно, индексы в США могут еще быть чуть выше, но если за пару лет они вырастут на 10%, то все равно заходить в этот рынок уже не стоит.

Я думаю, что через пару лет начнется новый кризис, и, по идее, он должен разразиться на рынке облигаций, который заставит эмитенты пройти проверку на вшивость. Рост процентных ставок, конечно, будет, но он необязательно затронет treasuries, зато в высокодоходных бумагах мы можем увидеть интересные моменты.

Теперь касательно рубля. Исторически наша валюта начинала падать в третьем квартале и продолжала взятый курс в течение трех кварталов. Так было в 1998-м и в 2008-м, поэтому если в марте-апреле следующего года мы увидим 50 рублей за доллар, то я свои доллары поменяю и куплю каких-нибудь акций, например, «Сбербанк».

Но если честно, вопрос о том, до каких уровней будет ослабевать рубль, у меня вызывает улыбку. Что значит, до каких уровней? Рубль - это валюта, которая должна перманентно снижаться вплоть до того уровня, при котором вопрос об инвестициях становится целесообразным.

Вы верите в «перезагрузку» российского рынка в 15-16 годах, после которой начнется плавный рост?

А с чего наш рынок должен расти? Какие к этому есть экономические предпосылки? Нам нужны структурные реформы, но мы их в ближайшие годы не увидим.

Для того, чтобы случилась перезагрузка, нужно, чтобы доллар стоил 75 рублей, а ставка ЦБ была не 8%, а 5%. Вот тогда мы увидим хорошее bear market ралли, которое упрется в мировой системный кризис.

Для системного роста в нашей стране нет предпосылок вообще: низкая безработица, зависимость от цен на сырье. Мы только вошли в нисходящий цикл по commodities, а впереди нас ждет еще и период роста ставок в долларах. Такое в США в последний раз наблюдали в 80-е, а в нашей стране в силу исторических причин никто на своей шкуре этот период не ощутил – время высоких долларовых ставок.

Что посоветуете?

Сберегать. Кроме доллара для этого ничего нет, но сейчас бежать в него поздновато. Если увидим провал на рынке, то стоит покупать те компании, которые точно останутся и те, за которыми не стоит один человек.

Я же не хочу постоянно сидеть и пялиться в монитор, сколько бы это денег не приносило. Потому что это неинтересно – вот и все. В жизни есть гораздо больше любопытных вещей: как развивается цивилизация, экономика. А постоянно нажимать какие-то кнопочки - пусть этим занимаются молодые мальчики. Я уже этот период прошел.  





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи