Market Vectors / Financial One

Российские компании теряют до 20% прибыли из-за волатильности рубля

Российские компании теряют до 20% прибыли из-за волатильности рубля
2072

Российские компании потеряли на волатильности валютных курсов около 1 трлн рублей и стали активно хеджировать валютный риск. Правда, у них это получается далеко не всегда удачно.

Согласно подсчетам Банка России, если с 2009 по 2013 год крупнейшие российские компании теряли на курсовой разнице не более 1,1% от операционной прибыли, то в 2014 году эта цифра достигла 25,1%. По итогам 2015 года она может составить от 13,3 до 19,6%. Всего за прошлый год на волатильности рубля компании потеряли, по данным ЦБ, от 792 млрд до 1,167 трлн рублей.

Столь пугающие результаты привели к резкому росту популярности инструментов хеджирования на валютном рынке. «В связи с высокой волатильностью на валютном рынке компании стали чаще прибегать к практике хеджирования валютными обязательствами экспортной выручки, что существенно ограничивает влияние курсовых убытков на финансовые результаты», - говорится в обзоре ЦБ. Однако регулятор тут же сетует, что «…влияние валютного курса на финансовое положение компании реализуется опосредовано через справедливую стоимость ПФИ (производные финансовые инструменты…», а так как большинство таких контрактов заключается на внебиржевом рынке и стоимость их зависит от конкретных условий договора, это усложняет их справедливую оценку.

Впрочем, по результатам анализа отчетностей крупнейших компаний, пока валютный риск, который несут сами ПФИ, остается умеренным и управляемым для большинства компаний. По данным регулятора, самыми популярными валютными деривативами являются форвардные контракты, валютно-процентные свопы, валютные и товарные опционы, привязанные к курсу доллара.

Правда, опыт хеджирования валютных рисков не всегда был удачным особенно в 2014 году, когда компании недооценили волатильность курса. «Ряд компаний использовали инструменты, вызывающие существенные убытки при значительном ослаблении рубля», - отмечает регулятор. При этом начинающие хеджеры, стремясь к максимальной экономии, часто выбирали неэффективные стратегии хеджирования. Хотя многие компании, имеющие валютные долги, эффективно захеджировали свои платежи по погашению внешнего долга 





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи