В среднесрочной перспективе, развитию экономики СНГ и региона также будет способствовать реализация структурных и институциональных преобразований в пяти из девяти стран, которые входят в наше аналитическое покрытие (не считая России). Главным риском для России остается возможность введения новых санкций.
Россия: тернистый 2019-й год
Мы ожидаем, что наступивший год будет несколько более сложным, нежели 2018: темпы роста ВВП, по нашим прогнозам, замедлятся и составят всего 1,2%; темпы роста потребительского и инвестиционного спроса замедлятся (до 1,7% и 1,5% соответственно); среднегодовой курс национальной валюты будет на 5% слабее по сравнению с прошлым годом (66,3 рубля за доллар), а инфляция превысит целевое значение и составит 4,7%.
Мы полагаем, что ключевая ставка ЦБ будет оставаться неизменной на протяжении всего года (7,75%), при условии, что годовая инфляция на пике в марте-апреле 2019 не превысит уровня в 6% (как мы ожидаем).
Наш базовый сценарий основан на цене на нефть марки Brent $65 за баррель, однако не слишком чувствителен к ее динамике.
2020 год может стать России лучшим с 2012
Наш прогноз ВВП России на 2020 год (2,4% при цене нефти $60 за баррель) превышает консенсус-прогноз Bloomberg (1,7%). Мы ожидаем, что восстановление экономики будет связано с действиями факторов как циклического, так и структурного характера.
Во-первых, мы ожидаем восстановления темпов роста потребительского и инвестиционного спроса примерно до 3,5%, после того как единовременный эффект от повышения НДС в 2019 году будет исчерпан, в то время как что процентные ставки продолжат снижение (мы ожидаем снижения процентных ставок на 50 б.п.), а инфляция вернется к целевому уровню (4%).
Во-вторых, повышение пенсионного возраста, по нашим оценкам, обеспечит росту экономики дополнительные 0,2-0,3 б.п., а также значимый вклад внесут государственные инвестиции в инфраструктуру.
Санкции, однако, остаются ключевым фактором риска и главной неизвестной
Главным фактором риска мы считаем возможность введения санкций в отношении новых государственных долговых ценных бумаг.
Рассматривая «мягкие» и «жесткие» сценарии санкций и различных цен на нефть, мы показываем, что сильнее всего от таких санкций могут пострадать рубль (средний курс которого в 2019 году может варьироваться от 66 до 84 за доллар) и цены на российские финансовые активы, в то время как влияние на экономику России в целом может быть относительно умеренным (в худшем варианте мы ожидаем, что рецессию в экономике составит всего около 1%).
Экономика стран СНГ и региона: похожая динамика и более радужные перспективы
Экономике региона в целом будет сложно избежать замедления темпов роста в 2019 году ввиду снижения темпов роста в России, более низких цен на энергоносители и завершения периода циклического подъема.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе мы рады видеть больше попытки к проведению структурных реформам в регионе: пять из девяти экономик стран СНГ и региона, упоминаемых в нашем отчете, могут выиграть от более или менее значительных структурных и институциональных преобразований (Узбекистан, Армения, Грузия, Казахстан, Беларусь).
Если говорить только про 2019/2020 годы, то мы разделяем страны региона на четыре группы. Наиболее благоприятная экономическая ситуация, по нашему мнению, будет наблюдаться в Грузии и Казахстане. Ситуация в Армении и Беларуси останется достаточно хорошей.
Перспективы развития Азербайджана, Украины и Таджикистана, на наш взгляд, достаточно неопределенны (хотя мы отмечаем, что уровень кредитоспособности Азербайджана останется очень высоким). Узбекистан и Молдавию мы все еще относим к категории «неразведенных горизонтов» для международных инвесторов.