Если верить официальным данным, предоставленным 22 компаниями-членами АСЖ и Всероссийского союза страховщиков (составляют около 95% рынка страхования жизни), дела в сегменте идут неплохо. По итогам девяти месяцев 2015 года общий объем премии по страхованию жизни вырос на 19,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 86,7 млрд рублей, общий размер страховых выплат — на 122,6%, до 14,8 млрд рублей. Как отметил президент АСЖ Александр Зарецкий, рынок личного страхования развивается вопреки рецессии, что во многом объясняется его низким проникновением.
Однако интересно также понять, куда движется индустрия. По мнению представителей ассоциации, сейчас можно выделить пять ключевых трендов.
БАНКАМ НЕ НУЖНЫ ДЕПОЗИТЫ
Как отметил управляющий директор «Росгосстрах – Жизнь» Александр Бондаренко, объемы потребительского кредитования в стране стремительно сокращаются, и многие банки фиксируют избыток ликвидности по депозитам на фоне дефицита капитала. По словам эксперта, ряд кредитных организаций стремится убедить своих клиентов перевести часть депозитов в полисы страхования жизни, поскольку доход по инвестиционному накопительному страхованию жизни значительно превышает доход по депозитам. Бондаренко считает этот тренд одним из определяющих, и полагает, что тот сохранит актуальность до начала нового периода роста потребительского кредитования.
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ — ПОСЛЕДНИЙ ПОСТАВЩИК «ДЛИННЫХ» ДЕНЕГ
Рынок коллективных инвестиций, в частности, НПФ, – основной рынок, обеспечивающий вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги — на протяжении последних двух лет «потихоньку умирает», и новые деньги на него не приходят, считают эксперты. В этих условиях сектор страхования жизни — в основном, в виде полисов инвестиционного страхования жизни — выступает единственным поставщиком инвестиционных денег в стране.
«Раньше банки брали деньги в форме депозитов и выдавали кредиты. Деньги крутились в потребительском кредитовании, люди покупали бытовую технику, автомобили, в лучшем случае – квартиры, — отметил Александр Зарецкий. — Деньги населения в основном крутились на потреблении импорта. Сегодня страховые компании через накопительное и инвестиционное страхование вкладывают собранные банками деньги в фондовый рынок – в основном, в государственные и корпоративные облигации, но частично и в рынок акций», – добавил эксперт.
ГОТОВНОСТЬ СТРАХОВАТЬСЯ РАСТЕТ, СУММА СТРАХОВКИ ПАДАЕТ
Из-за сложной ситуации в экономике сумма, которую люди готовы потратить на страхование и накопления, становится меньше. Но при этом на фоне растущей неопределенности растет желание населения страховаться. В целом, люди сейчас готовы тратить на страхование больше, чем ранее, считают эксперты. А поскольку эти два фактора нивелируют друг друга, общий платежеспособный спрос сохраняется примерно на том же уровне, что и раньше.
«РАНЬШЕ ЛЮБИЛИ НЕФТЯНИКОВ, ТЕПЕРЬ — ОРУЖЕЙНИКОВ»
Многие из тех, кто раньше покупал полисы — индивидуальные предприниматели, мелкие бизнесы — больше их не покупает. Но при этом наблюдается рост платежеспособного спроса в ранее неприбыльных для страховщиков регионах — например, с доминированием предприятий оборонно-промышленного комплекса.
«Росгосстрах — региональная компания, — комментирует Бондаренко. — и если раньше мы любили нефтяников и металлургов, то сейчас любим бомбы, снаряды, танки. То, что раньше приносило деньги – больше их не приносит. Приходится быстро ориентироваться в макросдвигах экономики страны».
ЗАБРАТЬ ДЕНЬГИ ИЗ ШВЕЙЦАРСКОГО БАНКА И ВЛОЖИТЬ В РОССИЙСКИЙ ПОЛИС
Последний любопытный тренд, отмеченный экспертами страхового рынка — изменение поведения клиентов, располагающих большими денежными суммами (от $1 млн до $10 млн). Если раньше для подобной аудитории существовало два варианта вложений — доверить деньги серьезной управляющей компании типа Credit Suisse или Deutsche Bank и инвестировать в западные ценные бумаги, либо вложиться в недвижимость в России — то теперь оба этих варианта оказались под большим вопросом как на фоне падения рублевых цен, так и на фоне санкций. По этой причине освободившиеся деньги находят применение в сегментах, ранее неинтересных подобной аудитории — в том числе, и в страховании жизни. Интерес к этому виду инвестирования со стороны обеспеченной аудитории растет, считают эксперты.