Патрик Бет-Дэвид
Сегодня у меня в гостях Рэй Далио. Для тех, кто не знает, кто это такой, я поясню: Рэй Далио является автором «Принципов», книги, описывающей его жизненные достижения и философию. Примерно такую же работу написал Марк Аврелий – сборник афористических мыслей под названием «К самому себе». Если вы не читали книгу Рэя, обязательно исправьте это недоразумение.
Рэй Далио находится на 25-м месте среди самых богатых людей Америки и на 58-м месте в мире. Он может выписать 18700 чеков на $1 млн – примерно столько денег у него есть. Кроме того, Рэй основал инвестиционную компанию Bridgewater Associates, в активах под управлением которой находится $125 млрд или даже больше. Рэй, спасибо, что смогли найти время для беседы со мной! Расскажите, как вы попали в мир финансов?
Рэй Далио
В 1960-х годах я подрабатывал кедди в гольф-клубе. В то время рынки были очень горячими. Мне было всего 12 лет, но я постоянно слышал разговоры игроков в гольф о ценных бумагах. Поэтому я решил, что тоже хочу инвестировать. Если честно, я понятия не имел, что и как делать. Свою первую инвестицию я совершил в компанию, акции которой тогда стоили менее чем $5 за штуку.
Читайте: Топ-3 акций компаний c огромным потенциалом роста
Выбор пал именно на эту компанию, поскольку гольфисты упомянули ее в своем разговоре. Довольно глупая инвестиционная стратегия, согласен. Но мне повезло. Акции фирмы, в которую я инвестировал, сильно выросли на фоне того, что она стала частью другой, более крупной компании. Тогда я подумал, что инвестирование – это очень легкая игра, и я подсел на нее.
Патрик Бет-Дэвид
Насколько мне известно, ваш отец был джазовым музыкантом. Как же вы тогда увлеклись финансами? Все дело было только в разговорах гольфистов?
Рэй Далио
Как я уже сказал, рынок в то время был очень горячим. Все говорили о нем. Я любил болтать с игроками в гольф-клубе, задавал им вопросы. Я был ребенком, и они всегда уделяли мне время, рассказывали обо всем. Мы много говорили о фондовом рынке. Так все и случилось.
Патрик Бет-Дэвид
Каким вы были в 12 лет? Быть может, застенчивым или же, наоборот, любопытным? Были ли уверены в себе? Каким был ваш характер?
Рэй Далио
Думаю, в первую очередь я был любопытным. Очень любопытным. Я никогда не был застенчивым, но общался с окружающими исключительно вежливо. Я выполнял все свои задачи в качестве кедди. Уверен в том, что наши беседы с гольфистами доставляли удовольствие не только мне, но и им тоже.
Патрик Бет-Дэвид
Насколько я понимаю, вы работали кедди в элитном гольф-клубе, который часто посещали высокопоставленные особы и влиятельные государственные деятели. Одним из них был Ричард Никсон. В то время он уже занимал пост президента?
Рэй Далио
Нет, тогда он проиграл выборы. Вообще в этом клубе в гольф играла просто толпа финансистов с Уолл-стрит. Благодаря знакомству с игроками я получил возможность поработать клерком на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Один из парней, с которым я разговаривал о рынках, знал специалиста из брокерской фирмы, поэтому он и предложил мне в качестве летней практики поработать клерком. Все эти знакомства оказались для меня очень полезными.
Патрик Бет-Дэвид
Помните ли вы какой-нибудь разговор с Ричардом Никсоном? Может быть, вы говорили о чем-то особенном, что до сих пор живо в ваших воспоминаниях?
Рэй Далио
Нет, болтать он особо не любил.
Патрик Бет-Дэвид
Рэй, каким вы были в средней школе? Таким же любопытным? Увлекались ли спортом? Хорошо ли учились?
Рэй Далио
Нет, отличником я точно не был. Старшая школа мне не нравилась. Конечно, я любил весело проводить время со сверстниками. Но в школе было слишком много «выучи это», «запомни это». У меня была плохая механическая память. Мне сложно давалось запоминание материала без какого-либо контекста, к примеру, телефонные номера, имена и так далее.
Но главная причина была, скорее всего, в том, что я не видел во всем этом смысла. Простое запоминание информации не было интересным, не удовлетворяло мое любопытство. В общем, учеником я был никудышным. Я еле как поступил в Университет Лонг-Айленда, который, как вы понимаете, в Лигу Плюща не входит.
Тем не менее свою тягу к новому я не утратил. Я интересовался всем, от политики до фондовых рынков. Я хотел знать, как работают вещи, не с механической точки зрения. Мне было интересно, как функционирует система.
Патрик Бет-Дэвид
Почему вам была интересна политика?
Рэй Далио
Ну, я был довольно молод в то время. Помню, как Эйзенхауэр поддерживал Никсона на дебатах с Кеннеди. Но для мне настоящим вдохновением был как раз Джон Кеннеди. Все это было для меня интересно. Когда Бобби Кеннеди участвовал в выборах в Сенат – это было в Нью-Йорке – я был этим процессов очень увлечен.
Патрик Бет-Дэвид
Увлекались ли вы играми в карты, нарды или, может быть, шахматы?
Рэй Далио
Да, я играл в нарды. В шахматы я тоже любил играть. Но моей главное игрой были рынки. Я понимал следующее – все, что происходит в мире, так или иначе отразится на динамике рынков. Мне нравилось делать ставки. Эта игра покорила меня. Мне было интересно, насколько хорошо я умею делать ставки на макроэкономику, на политику и так далее.
Патрик Бет-Дэвид
Часто ли инвесторы уделяют столь пристольное внимание политике, как и вы? К примеру, такие инверторы, как Баффет, и так далее?
Рэй Далио
Нет, не очень часто. В инвестировании люди часто находят определенную нишу и держатся за нее. Даже в случае с Уорреном Баффетом – он фокусируется по большей части на свободных денежных потоках, на инвестировании в стоимость. По сути, инвестирование – это обмен единовременного платежа на будущий денежный поток.
Читайте: Каким Билл Гейтс видел будущее Microsoft в 1992 году
К примеру, я могу занять деньги под 3% и инвестировать их под 6%, получив таким образом спред в 3%. И так происходит постоянно. Такого подхода и придерживается Уоррен Баффет. Вы также можете найти определенный сектор рынка, скажем, технологии искусственного интеллекта, и делать ставки на него. Другая стратегия заключается в том, чтобы наблюдать за изменениями в мире и пытаться предугадать, каким мир станет в будущем.
Патрик Бет-Дэвид
Насколько я знаю, ваш портфель очень хорошо диверсифицирован, вы не сосредотачиваетесь на определенном секторе.
Рэй Далио
Да, я всегда придерживаюсь диверсифицированного подхода. Умение качественно диверсифицировать активы крайне важно. Многие этого просто не понимают. В инвестировании я делаю ставку против всего мира. У людей есть свои взгляды, и они отражаются в стоимости ценных бумаг. Так что, когда я принимаю решение о том, что что-то привлекательно или непривлекательно, я делаю ставку против мнения всего мира.
И я не знаю, прав я или нет. Это довольно сложно. Но учитывая то, что я умею правильно диверсифицировать, я сокращаю свои риски до минимума, не уменьшая при этом размер потенциальной прибыли.
Патрик Бет-Дэвид
Сейчас вы и сотрудники вашей компании так же пристально следите за политической ситуацией?
Рэй Далио
Политическая ситуация сейчас очень важна. Мы находимся в периоде времени, очень похожем на конец 1930-х годов. Во-первых, существует большой разрыв между богатыми и бедными и, как следствие, большой разрыв в политике между левыми и правыми.
Во-вторых, процентные ставки близки к нулю, а печатание денег для покупки активов не так уж эффективно, учитывая то, что экономика находится не в лучшем состоянии. Люди продолжают инвестировать, активы растут в цене. Тот, кто уже владеет этими активами, радуется. Но ситуация складывается по не самому благополучному сценарию для тех, у кого мало денег. Таким образом, пропасть между богатыми и бедными только увеличивается.
В-третьих, появляется сила, способная бросить вызов существующей мировой державе. Я говорю о Китае и США. Если вы вспомните исторические события, то поймете, что в такие моменты возникают конфликты. А конфликты приводят к войнам.