Экспертиза / Financial One

Антон Прокудин про инфляцию, ставку ЦБ и золото

3331

Политику ЦБ, будущее ключевой ставки, инфляцию и многое другое обсудили с Антоном Прокудиным, главным макроэкономистом УК «Ингосстрах – инвестиции».

Делимся мнением эксперта от первого лица.

Для начала обсудим влияние ключевой ставки на экономику. В плане корпоративного кредитования динамика несколько замедлилась, хотя она не стала такой, какой должна быть с точки зрения целевых значений. Она почти в два раза выше целевых значений, но замедление произошло. Это видно из данных статистики, где в конце 2023 года темпы роста кредитования были почти 2% в месяц, а сейчас они составляют 1,2-1,4%, но это все равно много. По нашим расчетам, значение должно быть ближе к 0,7% в месяц. В этом случае инфляция в 4% станет достижима.

Также стоит подчеркнуть, что инфляция, во-первых, бывает двух типов. Во-вторых, она складывается из набора частей. Есть монетарные факторы инфляции, и ЦБ работает именно с ними. Тем не менее монетарные факторы не очень большие. По нашим расчетам, ЦБ может ускорить или замедлить инфляцию только лишь на процент с небольшим. Учитывая, что сейчас инфляция находится на уровне 9%, а таргет составляет 4%, 5% из инфляции ЦБ своими монетарными усилиями совершенно точно не выбьет.

Вторая важная составляющая, которая сильно влияет на инфляцию, – это валютный курс. Перенос эффектов от изменения цен на импортные товары в России приводит к ускорению или замедлению инфляции в зависимости от того, как вел себя валютный курс в предыдущий год (в этом отношении происходит довольно существенное лагирование по времени). Мы знаем, что валютный курс ослаб в 2023 году – причины были вполне понятные, и эффекты от этого ослабления во многом проявились в инфляции только сейчас. В дальнейшем инфляция должна замедляться, и к концу года, она, возможно, все-таки составит 7% год к году.

Но чтобы получить инфляцию на уровне 4% в следующем году, курс должен продолжать укрепляться еще в течение, по крайней мере, первой половины следующего года. Однако практически все сценарии, которые мы строим, говорят о том, что курс будет ослабевать.

Во-первых, недавно Саудовская Аравия заявила об изменении своей политики. Раньше она считала, что лучше поддерживать цену в $100 за баррель и уменьшать объемы. Но фактически цены в $100 страна все равно не смогла добиться, и в конечном итоге сдалась. Теперь говорят о том, что Саудовская Аравия, наоборот, будет понемногу увеличивать объемы. Цены в $80 за баррель, которые держались при регулярном сокращении объемов со стороны ОПЕК+, не будут такими же при регулярном увеличении объема добычи. Сложно сказать, о каких именно уровнях будет идти речь, но можно предположить, что это скорее $60, чем $80 за баррель. Поэтому на стороне экспорта факторы неблагоприятные. Сокращение экспорта ведет к ослаблению валютного курса.

Что может быть на стороне импорта и прочих факторов? Как мы знаем, проблемы с платежами за рубежом, особенно проблемы с Китаем, все еще превалируют. По нашим расчетам, импорт не набрал примерно четверть своего объема в сравнении с тем, сколько он мог бы составлять при нормальном прохождении платежей во внешнем контуре. Что здесь будет происходить через 3-6 месяцев, мы, конечно, не можем сказать наверняка. Но стоит отметить, что если ситуация с импортом улучшится или хотя бы не ухудшится, то мы все равно будем наблюдать ослабление валютного курса. Вопрос только в том, насколько сильным оно будет. Возможно, через полгода ситуация с импортом будет более ясной и прозрачной, чем она есть сейчас.

Но я подчеркну, что среди разных сценариев развития событий на следующий год сценарий, в котором рубль стабилен и даже несколько укрепляется, чтобы получить инфляцию в 4%, выглядит маловероятно. Большинство сценариев предполагают ослабление валютного курса и отклонение инфляции от уровня 4% вверх.

В рамках среднего варианта развития событий мы считаем, что инфляция составит по крайней мере 6% в 2025 году. Это не соответствуют цели Банка России, поэтому ожидать мягкую денежно-кредитную политику в 2025 году нам не приходится.

Антон Табах про ключевую ставку и бюджет

Внутреннюю экономику России, основные риски для государственного бюджета и общую геополитическую ситуацию обсудил макроэкономист Антон Табах.

«Банк России считает, что экономика перегрелась, что нужно ужесточать условия», – рассказывает Антон Табах, обращая внимание на недавно опубликованный проект бюджета. Экономист отмечает, что государственные расходы – один из основных драйверов инфляции.

При этом он акцентирует внимание на важности макроэкономической стабильности для бюджетной политики.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи