Текст: Элвис МАРЛАМОВ
В этом году правительство анонсирует очередной этап приватизации. В результате инвесторам предложат доли в потенциальной новой «голубой фишке» «Алросе», а также «Роснефти», НМТП, РЖД и ВТБ. Такая распродажа может помочь устранить растущий дефицит бюджета и привлечь в компании новых инвесторов.
Траты бюджета растут, а вот доходы в последнее время застыли на месте. Нефть никак не идет на $200, доходам «Газпрома» угрожает сланцевый газ, в результате чего постепенно увеличивается дефицит бюджета. Его можно покрыть тремя простыми способами: занять денег на Западе (но эта мера непопулярна среди членов правительства), повысить налоги (но экономике станет хуже, и она уйдет в тень, а Жерар Депардье может уехать обратно) или продать госсобственность. Третий способ не применялся давно: последняя громкая сделка по продаже контрольного госпакета стоимостью $1,86 млрд произошла в конце 2002 года, когда были приватизированы 75 % «Славнефти». После этого государство взяло курс на скрытую национализацию ряда секторов.
Приватизация как путь к МФЦ
Большая приватизация — это, наверное, самый простой способ создать разрекламированный Международный финансовый центр. Если продажа акций будет проходить на Московской Бирже, это кардинально увеличит free float и объем бумаг в обращении, а также привлечет западных инвесторов. Важно понимать следующее: когда государство владеет более 75 % акций той или иной компании, у миноритариев, по сути, нет шансов повлиять на ее политику. Однако, если госдоля опускается сначала ниже 50 % плюс одной акции, а затем и до нуля, это радикально меняет положение вещей: неэффективная и, возможно, коррумпированная компания становится лакомым куском. Параллельно биржа готовит инфраструктуру для западных денег: центральный депозитарий и режим «Т+2» — все это «пряники» для грядущей лавины инвестиционных денег. Ликвидность, которой так сейчас не хватает, придет, если будут понятны правила игры, а инвесторам предложат глобальную идею — скупка акций госкомпаний, которые станут частными. А это сплошь и рядом мировые лидеры в своих отраслях. Жизнь на фондовом рынке вновь забурлит. Вдобавок, есть планы по допуску отечественных пенсионных фондов к приватизационным распродажам, что может добавить ликвидности.
Чтобы оценить возможности приватизации для инвестора, стоит рассмотреть уже прошедшие сделки: как они проходили и стоило ли покупать акции компаний перед продажей госпакета, можно увидеть в таблице 1.
Вопреки скепсису, инвесторы, купившие акции Сбербанка на вторичном размещении, уже могли зафиксировать 20 %-ную прибыль. Еще ярче отражает нынешнее недоверие к приватизационным сделкам и контраст с оптимистичными докризисными временами тот факт, что весной 2007-го Сбербанк привлек к SPO примерно 30 тыс. частных инвесторов, обладая при этом впятеро меньшими активами и имея прибыль в 4 раза меньше, чем сейчас. Несмотря на это, цена размещения была близка к той, по которой в 2012-м его никто из частных инвесторов брать не захотел.
«Алроса» — новая «голубая фишка»
Другие приватизационные сделки также прошли успешно. Порты раскупили угольные компании, а государственный железнодорожный оператор СГ-Транс (перевозка сжиженного газа) купила АФК «Система», активно включившаяся в раздел отрасли, где в прошлом году прошла серия сделок по слиянию-поглощению. Видно, что даже в непростые времена, когда портфельные инвесторы очень осторожны, «стратеги» готовы смело покупать доли в бизнесе.
В наступившем году инвесторов ожидает ряд интересных сделок по продаже госпакетов в российских компаниях (см. табл. 2).
Готовится сложная сделка по приватизации второго по размеру банка страны — ВТБ. Ранее он сам поглощал активы и «накачивал мускулы»: в 2010–2011 годах «съел» Транскредитбанк, кэптивный банк РЖД, и с трудом «заглотил» Банк Москвы, а совсем недавно стал владельцем Tele2 Russia. По слухам, сразу 10 % ВТБ готов купить фонд Катара то ли с дисконтом, то ли с премией к рынку. На размещение может повлиять скептическое отношение к российскому финансовому сектору после кипрских событий. Разрыв между динамикой двух основных банковский «фишек» с осени 2011-го почти двукратный (см. рис. 1). ВТБ сильно отстает и, став частным, может нагнать Сбербанк.
Одной из самых интересных сделок может стать продажа госпакета «Алросы» (см. рис. 2). По 7 % продают федеральное правительство и правительство Якутии, free fl oat составит примерно 25 %. Акции будут торговаться только в России, и с учетом уникальности актива спрос может быть огромным. Ожидается рост ликвидности на порядок и превращение бумаги в «голубую фишку» со всеми вытекающими последствиями. Компания, по слухам, оценена в $8–10 млрд, что при текущих котировках в районе 33 рублей за акцию дает небольшой апсайд.
Самолеты и паровозы на продажу
Как и в прошлом году, ожидаются продажи транспортных активов. Это 20 % Новороссийского морского торгового порта, 50 % «Трансконтейнера», 25 % авиакомпании «Сибирь». Также планируется IPO «Совкомфлота». НМТП интересен тем, что у него нет контролирующего акционера: 25 % акций у группы «Сумма», 25 % у «Транснефти» и 5 % у РЖД. Все они не прочь получить блокпакет. СМИ сообщают, что уже сейчас за порт идет борьба между «Суммой» и «Транснефтью», и, по всей видимости, кто-то уже докупает акции с рынка. Бумаги прибавили порядка 30 %, но запланированный на март аукцион так и не состоялся. Тем временем «Сумма» получила контроль над Дальневосточным пароходством и теперь владеет тремя портами на ключевых бассейнах, а также блокпакетом «Трансконтейнера». По сути, группа в шаге от создания крупнейшего в стране транспортного холдинга. Таким образом, ждем ожесточенную борьбу за приватизируемые акции НМТП и, возможно, «Трансконтейнера». Кстати, бумаги частного ДВМП также могут стать отличным вложением.
IPO Совкомфлота, которое планируется провести сразу в Москве и Нью-Йорке, может в этом году и не состояться. 25 % «Сибири» (бренд S7) могут купить вблизи стартовой цены как действующие акционеры (семья Филевых), так и British Airways — партнер компании по альянсу One World. Интрига возможна, если на аукцион придут конкуренты вроде «Трансаэро» или «Ютэйр». Цена госпакета равна стоимости одного самолета, в то время как S7 — четвертый по размеру авиаперевозчик страны. Это, естественно, может привлечь потенциальных «стратегов», однако акции «Сибири» неликвидны, торги по ним проходят в системе RTS Board.
Энергетическая распродажа
В апреле-мае планируется выставить на торги госпакет в энергокомпании ТГК-5. Основные претенденты — «КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга и госкомпания «Интер РАО ЕЭС». Стартовая цена — 0,0035 рубля за акцию, на бирже сегодня котировки чуть ниже. Тем не менее, можно ожидать, что за пакет развернется ожесточенная борьба. Ведь «КЭС-холдинг» и «Интер РАО ЕЭС» до сих пор не поделили соседние ТГК-6 и ВТГК, поэтому госпакет пригодится при размене активами (см. рис.4). Риск инвестиций в ТГК-5 состоит лишь в том, что аукцион может не состояться.
Среди приватизируемых компаний присутствует и «Роснефть», которую после накачки активами решено сделать частной. Однако запланированный на этот год пакет уже продан: 5,6 % «Роснефти» купила British Petroleum в рамках сделки по выходу из ТНК-ВР. Теперь доля BP в компании составляет 19,5 %, и не исключено, что в будущем она будет только расти. Акции «Роснефти», самой крупной нефтяной компании с 5 % мировой добычи, после нескольких раундов приватизации могут стать еще более популярными.
Помимо указанных в таблице активов, планируется продать одну или две региональные сетевые компании — МРСК. Параллельно идет процесс объединения Холдинга МРСК и «Федеральной сетевой компании» в «Российские сети», которые после завершения инвестиционной программы также будут приватизированы.