Экспертиза / Financial One

Почему префы «Сургутнефтегаза» могут оказаться привлекательней, чем акции «Роснефти», «Татнефти», «Башнефти» и «Лукойла»

Почему префы «Сургутнефтегаза» могут оказаться привлекательней, чем акции «Роснефти», «Татнефти», «Башнефти» и «Лукойла» Фото: facebook
7200

Отраслевой индекс «Нефти и газа» накануне упал до 5500 пунктов, что является минимальной отметкой с апреля 2018 г. С начала года показатель снизился на 35% – худший результат среди всех отраслевых индексов Мосбиржи. При этом IMOEX упал с января на 24%.

Аутсайдером нефтегазового сектора стали обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» (-49,6% с начала года). Более 40% потеряли в цене за тот же период бумаги «Роснефти», а также «обычка» и «префы» «Татнефти». Акции «Башнефти», «Лукойла», «Газпрома» и «Новатэка» подешевели менее существенно, нежели предыдущая группа, но все же потеряли более 30% с начала года. Привилегированные акции «Транснефти» подешевели на 20%, бумаги «Русснефти» – на 14%. 

Наименьшее падение в секторе продемонстрировали «префы» «Суругтнефтегаза», подешевев лишь на 4% за счет приблизительно $50 млрд на депозитных счетах (компания традиционно смотрится лучше в секторе в моменты обесценивания российской валюты).

Комбинация двух глобальных факторов не позволяет нам сформировать оптимистичный сценарий для нефтегазового сектора в перспективе текущего года. Первый фактор – это время распространения коронавируса, фаза стабилизации инфекции и, как следствие, конечный эффект на мировую экономику. Если бы инфекция не получила распространения по всему миру, Китай по нашим оценкам смог бы полностью восстановить экономический потенциал к концу 2 квартала 2020 года. 

Однако произошла рассинхронизация: экономика КНР готова вернуться к прежней мощности, но теперь ее сдерживают карантинные меры в Европе, США и других странах Азии. Мировой спрос на энергоносители вряд ли восстановится ранее 4 квартала, при этом существует высокая степень риска, что восстановление спроса произойдет уже в 2021 году.

Второй фактор – ценовая война за долю нефтяного рынка, которая, судя по всему, будет продолжаться довольно долго. С тех пор как в 2004 году цены на нефть сорта Brent уверенно поднялись выше $35 за баррель, ниже этой отметки они падали лишь один раз – в январе 2016 года, но уже в феврале отскочили к $40 за баррель, а к середине года до $50 за баррель. 

Самый масштабный за всю историю рынка нефти обвал в 2008 году с 147,50 до 36,20 за баррель был отыгран на 50% только спустя 2 года. При этом восстановление цен на нефть после обвалов в 2008-2009 и 2015-2016 годов происходило при поддержке возрастающего спроса на нефть. Сейчас трудно рассчитывать на аналогичную поддержку с учетом коронавируса.

В рамках войны Саудовская Аравия намерена добывать на пределе своих возможностей (12-13 млн баррелей в сутки), Россия готова нарастить добычу на 500 тыс баррелей в сутки, приблизив совокупный показатель до 12 млн баррелей в сутки. При этом объем производства в США составляет рекордные 13 млн баррелей в сутки, а Управление энергетической информации прогнозирует новые рекорды производства сланцевой нефти в ближайшие месяцы.

Российские нефтяные компании сейчас лучше готовы к продолжительному периоду низких цен, нежели в 2015 году. При более низком уровне долга большинство нефтяников будут рентабельны даже при ценах ниже $20 за баррель (cредняя себестоимость добычи в РФ $3–5 за баррель, утверждал недавно глава «Газпром нефти» Александр Дюков). Если верить первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, мы вошли в новую реальность, которая подразумевает цены около $35 за баррель в течение длительного срока. Средняя цена Brent в 2019 году была около $64 за баррель. 

В текущей ситуации мы не можем утверждать, что нижняя точка реализованного накануне падения цен уже достигнута. Также мы не можем исключать, что средняя цена в 2020 году может быть приблизительно в 2 раза ниже, чем в предыдущем. Соответственным образом может сократиться выручка представителей отрасли.

Дивидендная история нефтегазового сектора нам также не кажется привлекательной. Совокупные дивиденды по итогам 2020 года могут оказаться по многим представителям отрасли в 2 раза ниже результатов 2019 года в случае, если цены на нефть останутся на продолжительное время в районе текущих значений. У «Лукойла» (к примеру) действует программа buyback на $3 млрд. Компания намерена осуществлять обратный выкуп акций за заемные средства, чтобы не уменьшать дивиденды. Это достойно уважения, но вряд ли выступает драйвером для покупки бумаг компании. 

Исключением могут стать префы «Сургунтефтегаза», которые потенциально способны продемонстрировать привлекательную дивдоходность на фоне слабого рубля благодаря переоценке «денежной подушки» компании.

Если предположить, что в течение 2 ближайших месяцев ситуация с коронавирусом стабилизируется и угроза рецессии мировой экономики отойдет на второй план, бумаги нефтегазового сектора подрастут, но вряд ли будут демонстрировать опережающие рынок темпы роста.

Что делать с акциями, когда на рынках паника

Ситуация на рынке напоминает панику, но и паника имеет особенность спадать на нет. Какие подешевевшие акции интересны для долгосрочного включения в портфель, обсудили с управляющими активами SR Solutions Романом Андреевым.

Как оцениваете ситуацию с ОПЕК?

Россия и ОПЕК не смогли договориться. Саудовская Аравия снизила отпускные цены, что стало негативным сигналом для рынков. Нефть пробила важные поддержки, что может привести еще к небольшому снижению.

Но пока есть надежда, что Россия передумает, и совместно с ОПЕК придут к решению по дополнительному снижению добычи нефти. В этом случае нефть может вернуться к $45 за баррель и перейти к росту.

Последнее падение я оцениваю, как панику, которая улеглась. Сейчас наступит время трезвых и взвешенных решений.

Какие минимумы могут показать котировки нефти?

Продолжение

Тройка дивидендных компаний с растущими акциями от JPMorgan

Инвестиционный банк JPMorgan внимательно следит за текущими рыночными условиями и рассматривает различные варианты развития событий.

По мнению команды аналитиков фирмы, распространяющаяся эпидемия COVID-19, скорее всего, продолжит негативно влиять рынки, в основном за счет повышенной волатильности в этом году. JPM считает, что снижение ставки Федеральной резервной системы США на 50 базисных пунктов в краткосрочной перспективе принесет положительный результат, главным образом, потому что это увеличивает относительный потенциал роста фондовых активов.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи