Экспертиза / Financial One

Почему Open API нужен российскому банковскому сектору

Почему Open API нужен российскому банковскому сектору Фото: www.klynt.net
6794
Российский банковский сектор все больше трансформируется и погружается в цифровую среду и, главным вектором служит партнерство и реализация общих проектов с рынком финтех. Одной из платформ такого партнерства стало развитие открытых API. Движущей силой развития является непосредственно сам финтех, для которого такой шлюз является «воротами» в экосистему финансовых учреждений, что позволяет в свою очередь предоставлять и оказывать качественные финансовые услуги. 

Говоря об актуальности и тенденциях, мы можем выделить: платежи, финансовое управления малого и среднего бизнеса, а также базовый набор финансовых сервисов для физических лиц. Еще один драйвер open API – это время, то есть скорость предоставления услуг, информации и распоряжений, удобство предоставления информации и услуг конечному пользователю. Мы больше находимся в классической парадигме сферы услуг, когда потребитель выбирает из предложенного списка - так больше не работает. Мы имеем дело с новым поколением Y и Z, которые трансформировали само понятие сферы услуг - сегодня "игрики" и "зэты" сами рассказывают, как им было бы удобно, а бизнес должен успеть предложить реализацию идеи. Кто успел, тот и получил клиента. Такой подход касается абсолютно любого рынка.

5-6 октября 2017 года, в рамках форума Finopolis 2017, пройдет секция по Открытым API – «Девертикализация (уберизация) и разрушение барьеров между отраслями: последствия для финансового рынка России». Модератором сессии выступит исполнительный директор Ассоциации ФинТех – Борис Ким. Ассоциация ФинТех (АФТ) в рамках работы направления развития Открытых API, провела небольшое исследование, задачей которого было описание основных предпосылок к развитию открытых API, а также исследование структур реализации программ открытых API национальных банков мира и характеристики подходов к их осуществлению.

Активизация работы финансовых институтов над программами открытых интерфейсов (API) определена следующим:

·        Успехом аналогичных проектов ведущими интернет-гигантами, существенно расширившими свое присутствие и влияние за счет интеграции сервисов в рамках новых проектов сторонних разработчиков (коммерция);

·        Влиянием технологий виртуализации, а также развития новых протоколов интеграции - инициативы по открытию протоколов для комбинации оригинальных сервисов с внешним кодом, что позволяет достичь экономии с точки зрения лучшей отдачи на 1000 строчек кода, не пренебрегая уровнем безопасности (технологии);

·        Платформизацией существующих услуг, что позволяет сфокусировать внимание специалистов компаний на выполнение своих основных функций и стимулировать проектирование и тестирование новых подходов к использованию данных технологий внешними партнерами (краудсорсинг инноваций вокруг ключевых протоколов, активное использование которых позволяет увеличить эффективность созданной платформы (операционная составляющая).

Определяя стратегию развития платформ открытых API, можно выделить три основных направления с точки зрения коммерческого фактора, а также две стороны влияния на данные проекты (рыночная и государственная). Любой финансовый институт может и должен сформировать четкое понимание относительно двух этих групп.

Коммерческий фактор

·        агрегация данных из внешнего рынка и их комбинация для формирования новых услуг (транзакции + местоположение; история операций + скоринг или идентичность; идентичность + управление профилем смежных услуг);

·        возможность монетизации данных с точки зрения создания новых востребованных сервисов, которые отсутствуют в фокусе или незаметны специалистам организации;

·        формирование экосистемы разработки для создания долгосрочного конкурентного преимущества в продвижении своих сервисов.

С точки зрения аспектов, стоящих за разработкой системных и рыночных принципов создания API – могут выступать:

1.     Рыночная инициатива, зачастую в попытке решить задачу завоевания рынка (финансовое вовлечение или рост доли рынка от других игроков в различных странах):

·        BBVA - завоевание рынка в США, финансовое вовлечение в LatAm; предоставление массивов данных для создания новых системных / национальных сервисов для решения национальных программ финансового вовлечения и экономического развития;

·        Nordea - формирование операционного превосходства за счет средств разработки сервисов, использующих инфраструктуру банка в регионе Nordics - один из системных факторов постепенного объединения инфраструктур банков рынка для операционной экономии в неконкурентных сегментах (безопасность, платежи);

·        Credit Agricole - создание магазина приложений, как фактора конкуретнтного преимущества за счет клиентского фокуса и удобства (множество приложений для различных нужд).

2.     Государственная инициатива, как фактор формирования системных эффектов на рынке для:

·        Нивелирования барьеров в коммерции европейского рынка - PSD2;

·        Стимулирования конкуренции и ускорению перетока из too big to fail банков, стимулирование кредитования МСБ - CASS, Open Banking (CMA-9) инициативы в UK.

Стоит обратить внимание на сетевой эффект, формируемый за счет влияющих на программы открытых API смежных инициатив - а также смежных индустрий, на которые API влияют обратно:

задача упростить выход новых игроков на рынок предоставления базовых услуг > определение платежей как базовой > открытие данных по платежам > создание технологий идентичности и кредитного рейтинга > понимание о новой форме идентичности, основанной на данных и поведении как обособленной от платежей > цифровая идентичность.

Открытие данных может способствовать банкам использовать государственный идентификатор пользователя для предоставления своих услуг (Financial Passport - GOV.UK - для открытия счетов в Великобритании - и использовании его, как основы идентичности пользователя для безопасного хранения и обмена информации между банками (без прямой передачи истории) - Barclays Identity Service.

Открытие API системным игроком (протокол FPS использованный Barclays для создания P2P Pingit) был толчком для системного принятия протокола P2P всеми основными участниками инфраструктуры FPS для создания P2P Paym и Zapp (person to merchant).

Направления, где протоколы открытых API могут быть применимы:

·        стандарты сообщений для целевой системы розничных платежей;

·        стандарты сообщений для межбанковского net settlement;

·        стандарты формирование, процессинга и потребления цифровой идентичности;

·        стандарты доступа к операционным / транзакционным системам для:

(a) перехода пользователей;

(b) предоставления данных для анализа во внешние системы;

(c) управления параметрами предоставления доступа и его отзыва.

Приведем выборочный анализ стран / региональных инициатив в области открытия протоколов обмена данными.

США. Регулятор, Федеральный резервный банк (в лице консорциума банков) пока больше заняты вопросами ускорения транзакций на фоне глобальной тенденции обновления платежных инфраструктур (Path to Faster Payments). Вопросы безопасной передачи и обмена операциями ставят банки самостоятельно, определяя правила выдачи данных платформам - агрегаторам (например, Plaid) или сервисам PFM. Модель управления: рыночная, децентрализованная.

Великобритания. Одним из главных инициаторов безопасного и рыночного механизма доступа к данным является Competition and Market Authority (бывший Office of Fair Trading - подобие Роспотребнадзора) - видящий своей задачей создать условия:

·        передачи информационных данных по счетам в разных банках (инициатива midata)

·        облегчить переход из банка в банк (не работающая сейчас система CASS)

В ее же рамках создана группа из 9 банков (инициаторами проекта open API изначально выступили не банки, а “агрегаторы-скальперы”) - CMA9. С описанием ее работы можно ознакомиться по ссылке. Модель управления: централизованная, рыночная.

Сингапур. Ряд банков Сингапура согласились использовать протокол для реализации системы мгновенных платежей (основной игрок на рынке - DBS). Рыночный регулятор, MAS, предложил 12 API с точки зрения доступа к данным всего рынка, стимулируя использование информации с целью закрепления информационной прозрачности рынков и обеспечения тем самым преимущества площадки как ведущей в юго-восточной Азии. Модель управления: псевдорыночная, ввиду размеров рынка и его концентрации.

Направление Open API активно развивается и позволяет предоставлять продвинутые, простые и качественные финансовые услуги. Постепенно Open API становятся фундаментальной платформой и в России, недаром данная технология является приоритетной и для Ассоциации ФинТех, в которой создана отдельная группа, отвечающая за тестирование проектов среди членов АФТ. Мы рассчитываем, что деятельность рабочей группы в данном направлении обеспечит недискриминационный доступ провайдеров услуг к финансовой инфраструктуре с целью создания конкурентного, качественного и экономически эффективного рынка финансовых услуг. По итогам работы будут сформированы платформы для построения связей между продуктами для единого клиентского пути.

В рамках дискуссионной сессии Finopolis 2017 планируется обсудить, насколько использование технологии Open API может быть возможностью для финтех-стартапов и, как им найти свою рыночную нишу; как будет выглядеть модель взаимоотношения между финтехом и банками в ближайшее время. Отдельное внимание, безусловно, заслуживает вопрос регулятивной плоскости - PSD2. Является ли данная директива угрозой для малых и средних банков или это все же возможность стать PFM порталом для них? Эти и другие вопросы обсудят эксперты на Finopolis 2017, который пройдет в Сочи 5-6 октября 2017 года.




Теги: API, финтех

Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи