Market Vectors / Financial One

Основные тренды развития финансового рынка на МФК-2016: онлайн-трансляция

Основные тренды развития финансового рынка на МФК-2016: онлайн-трансляция
3377
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов обсуждают с профучастниками будущее финансового рынка на XXV Международном финансовом конгрессе.

Набиуллина
Банк России подготовил документ по развитию финансового рынка. Мы видим целью гармоничное развитие всех секторов финансового рынка на условиях справедливой конкуренции. 

Хотела бы выделить несколько важнейших направлений совместной деятельности:
1. Непропорциональное развитие рынка капитала и рынка долга. Если взять долю банковских активов к ВВП - они уже больше 100%. Нужно смотреть на все формы финансирования, включая иное, небанковское финансирование - долговое и долевое финансирование. 
2. Диспропорция - типы долгового финансирования. Превалирует кредитное финансирование. Рынок облигаций хотя и развивается, но потенциал развития облигационного рынка значительно больше, чем есть он сейчас.
3. Наличие в любом секторе финансового рынка слабых игроков и недобросовестных практик, которые влияют на равенство условий конкуренции и являются барьером для развития финансового рынка. Это задача для регулирования и надзора - выведение с рынка слабых игроков и недобросовестных практик.

Важнейшая тема - структура рынка. Мы знаем, что на многих рынках - и банковских, и небанковских - есть доминирование крупных игроков. Мы понимаем, что масштабные игроки имеют гораздо больше возможностей и сил.
У нас не все хорошо с защитой прав потребителей - это видим на примере многих скандальных ситуаций с нелегальными кредиторами, с недобросовестным поведением многих и легальных участников рынка. И права потребителей не в должной мере пока защищены. Это очень важно, учитывая, что сложность финансовых продуктов будет только возрастать. Люди должны понимать, какими продуктами они пользуются, и в соответствии с уровнем финасовой грамотности должны быть доступны те или иные продукты. 

Во-первых, продукты должны быть прозрачны для людей и соответствовать потребностям людей. Прозрачность рынка между поставщиками и потребителями важна для того, чтобы реально защитить права потребителей. Не только служба по работе с жалобами должна работать - мы ее создаем, но и таким образом, чтобы были стандарты финансовых продуктов и развитие финансовой грамотности. 

Пропорциональное регулирование - важнейший принцип. Мы его заявили по отношению к банковской системе, но это относится абсолютно ко всем областям. Набор требований к финансовым организациям должен соответствовать объему рисков, который берут на себя те или иные финансовые организации. 

Надзор - важнейшая тема, которая требует обсуждения. Надзор не столько в соответствии с правилами, сколько в соответствии с принципами. Если мы будем это внедрять, то это серьезное, даже ментальное изменение отношений между регулятором и поднадзорными органами. Сейчас вы знаете, что у нас много формальных требований. По сути, это означает, что мы выстраиваем заборы - это нельзя, это нельзя, это нельзя. И участники рынка всегда находят какую-то лазейку, если это сулит доходность. Мы выстраиваем новые заборы. И так происходит бесконечно. Это не является самой эффективной формой взаимодействия регулятора и финансовых организаций. Мы считаем, что нужно внедрять надзорную практику через принципы, но это абсолютно другой подход. Он требует и введения принципа фидуциарной ответственности и  профессионального суждения. Для этого должен измениться и регулятор. Это особый надзор за процессом принятия решений внутри регулятора. Для того, чтобы не возникало опасений у участников рынка и решения были прозрачными. Мне кажется, что иного способа, кроме как двигаться от управления через правила к управлению через принципы, в будущем нет. 

Не могу не отметить тему бурного развития финансовых технологий с новыми рисками. Мы все это будем учитывать.

Силуанов
Финансовый сектор очень чувствительный. Любое неправильное действие может привести как к оттоку так и к притоку финансового капитала в страну. Вопрос предсказуемости действия властей мне кажется один из ключевых. Что важно в вопросе предсказуемости властей? Понимать, какая будет инфляция, какие будут ставки в перспективе, какой будет курс - предсказуемый или непредсказуемый, какой будет уровень налогообложения. 

Вопрос дефицита бюджета. Если в предыдущие годы мы его финансировали за счет резервов, то сейчас мы видим, что резервы расходуются - они есть, мы будем обязательно иметь эти резервы. Нам нужно финансировать дефицит бюджета за счет привлечения средств на рынке. Если мы в этом году заимствуем миллиардов 300, то вследующие годы даже при снижении дефицита бюджета нам нужно будет увеличивать на порядок объем участия государства на финансовом рынке. 

Правительство на следующей неделе будет рассматривать проектировки бюджета. Мы внесли уже предложение на трехлетку. Предложения будут ориентированы на сокращения несбалансированности бюджета. 

В последние годы коллеги неплохо поработали над созданием инфраструктуры финансового рынка. Была создана целая система институтов, которые работают не хуже, чем на Западе. Только финансовая система у нас не наполнена ресурсами. Вроде инструменты все есть, институты работают, а ресурсов мало. Основный институт, где концентрируются ресурсы - это банки, банковский сектор. А другие институты (страховые организации, негосударственные пенсионные фонды) по сути не работают. Активов в банковском секторе более 80 трлн рублей, а в страховом секторе и НПФ - менее 2 трлн рублей. 

Сейчас то время, когда нужно говорить, чтобы эти институты (страховые организации, негосударственные пенсионные фонды) наполнялись - нужно создавать соответствующие условия для такого наполнения. Мы приняли уже решение о гарантиях в банковском секторе для страхового рынка - у нас АСВ будет выступать таким гарантом. Мы говорим о развитии системы негосударственного пенсионного страхования. Сейчас мы подготовили предложение вместе с Банком России системы, в которой наши граждане могли бы либо самостоятельно откладывать средства на пенсию в НПФ, при этом все деньги будут страховаться, деньги будут наследоваться. Эти деньги будут - пенсионным капиталом. Каждый гражданин сможет формировать пенсионный капитал, зная, что эти средства не пропадут. Основа для этой системы подготовлена. Осенью будем рассматривать на Правительстве и в Парламенте, я думаю. Считаю, что важно наполнение небанковского сектора финансовыми ресурсами. Ресурсы есть - просто их в правильном направлении нужно концентрировать. 

Следующий вопрос уравнять вложения в ценные бумаги и депозиты с точки зрения налогообложения. Для предприятий такое решение принято. Мы снизим ставки для предприятий, которые вкладывают в облигации корпоративные. Ставки будут сопоставимы с тем уровнем, который есть для депозитов. Для населения такие же решения подготовлены и будут реализованы уже в осеннюю сессию работы нашего Парламента. С тем чтобы население, которое вкладывает свои накопления в облигации, будет освобождено от подоходного налога, я надеюсь. Надеюсь, что такие предложения будут поддержаны, чтобы население могло смотреть, где более интересные инструменты, где более интересная доходность. Уровни налогообложения не должны влиять на принятие этого решения. С точки зрения налогообложения будут приняты все необходимые решения, чтобы создать возможность перетока себержений не только в депозиты, но и в другие инструменты финансового рынка. 






Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи