Tesla официально начала испытания автономных такси, запустив небольшой автопарк в Остине, штат Техас. Об этом в воскресенье сообщил Илон Маск в соцсетях, подчеркнув символичность события: впервые в истории Tesla совершила коммерческие поездки с пассажирами без участия водителя.
Пока поездки доступны лишь ограниченному числу инфлюенсеров, приглашенных для участия в пилотной программе. Некоторые из них уже начали публиковать видео в соцсетях. По словам Маска, это «кульминация десятилетия тяжелой работы» и важный шаг для будущего компании.
Однако полностью автономными машины назвать пока нельзя. На переднем сиденье каждого автомобиля находился так называемый safety monitor – человек, наблюдающий за процессом. Поездки проводятся по фиксированной цене в $4,20 и строго в пределах ограниченной зоны города – района South Congress.
Tesla признает, что массовый запуск технологии потребует времени. Эксперты также указывают на множество препятствий на пути к масштабированию: от инфраструктурных и юридических вопросов до социального доверия. По оценкам отраслевых аналитиков, полноценная индустрия роботакси может формироваться десятилетиями.
По словам Маска, Tesla намерена действовать максимально осторожно: на начальном этапе роботакси не будут ездить в плохую погоду, по сложным перекресткам и развязкам, а также обслуживать поездки с несовершеннолетними. Безопасность, как подчеркивает Маск, остается абсолютным приоритетом.
Новая законодательная инициатива в Техасе усиливает контроль за автономными транспортными средствами. На прошлой неделе губернатор штата Грег Эбботт подписал закон, который обязывает компании получать специальное разрешение на использование самоуправляемых автомобилей. Документ вступает в силу 1 сентября и требует, в частности, предоставления инструкций для экстренных служб по взаимодействию с такими машинами в случае происшествий.
Tesla планирует масштабировать флот роботакси до миллионов единиц к 2026 году
В ближайшей перспективе компания планирует запуск сервиса в десятках городов США, начиная с 2025 года. В течение следующего года география проекта может охватить до 25 крупных агломераций.
Такой шаг может кардинально изменить экономику Tesla. К примеру, аналитики Wedbush во главе с Дэном Айвсом оценивают потенциальную стоимость бизнеса в сфере автономных перевозок в $1 трлн. После анонса запусков роботакси акции Tesla выросли почти на 10%, прибавив порядка $100 млрд к рыночной стоимости.
Однако в мае 2025 года Tesla столкнулась с трудностями на европейском рынке: продажи автомобилей в странах Европы сократились на 28% по сравнению с маем прошлого года. Это вызвало обеспокоенность инвесторов и стало одной из причин последующего снижения котировок.
Первые тестовые поездки не обошлись без инцидентов
По сообщениям очевидцев и СМИ, некоторые роботакси резко тормозили, съезжали на тротуары и даже оказывались на встречке. Эти эпизоды вызвали обеспокоенность у регуляторов: Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) уже инициировало расследование в отношении автономных систем Tesla.
Особое внимание вызывает подход Tesla к сенсорам: компания отказывается от LiDAR, полагаясь исключительно на камеры и нейросети. Такой подход может быть уязвимым в условиях ослепляющего солнца, дождя или тумана. Маск, тем не менее, утверждает, что именно такая архитектура дает преимущество в масштабируемости и стоимости – в отличие от конкурентов, которым требуются дорогие специализированные платформы.
Tesla – не единственный игрок на рынке беспилотных такси
Например, Waymo, дочерняя компания Alphabet, уже управляет флотом из более чем 1500 роботакси в нескольких городах США и проводит до 250 тысяч поездок в неделю. В отличие от Tesla, Waymo использует технологию LiDAR, резервные системы рулевого управления и полностью отказоустойчивую архитектуру.
Однако преимущество Tesla в том, что ее система теоретически может быть установлена на миллионы уже существующих автомобилей – без необходимости полной перестройки транспорта.
Зачем Билл Экман сделал крупную ставку на Uber
В феврале 2025 года миллиардер Билл Экман, основатель хедж-фонда Pershing Square Capital Management, предпринял один из самых громких шагов в своей инвестиционной карьере. Он приобрел 30,3 млн акций Uber на сумму $2,3 млрд.
Эта инвестиция моментально заняла первое место в портфеле Pershing Square, став не только крупнейшей долей фонда, но и одной из самых масштабных и амбициозных ставок в карьере Билла Экмана.