В феврале 2025 года миллиардер Билл Экман, основатель хедж-фонда Pershing Square Capital Management, предпринял один из самых громких шагов в своей инвестиционной карьере. Он приобрел 30,3 млн акций Uber на сумму $2,3 млрд.
Эта инвестиция моментально заняла первое место в портфеле Pershing Square, став не только крупнейшей долей фонда, но и одной из самых масштабных и амбициозных ставок в карьере Билла Экмана.
По словам самого Экмана, Uber сегодня – это одна из лучших и наиболее эффективно управляемых компаний в мире, а ее акции торгуются с существенным дисконтом к их реальной стоимости. Он считает, что рынок системно недооценивает долгосрочный потенциал Uber.
Многие инвесторы до сих пор воспринимают Uber исключительно как неспособный достичь операционной устойчивости сервис по вызову такси. В действительности же компания пережила глубокую стратегическую трансформацию.
В 2024 году Uber окончательно опроверг представление о себе как о вечно убыточном стартапе, продемонстрировав способность не просто наращивать выручку, а генерировать устойчивую прибыльность. За год компания получила рекордную выручку на уровне $43,9 млрд, $9,9 млрд чистой прибыли и сгенерировала здоровый денежный поток. Рост выручки был зафиксирован во всех ключевых направлениях бизнеса – от пассажирских перевозок до доставки еды и логистики.
О ключевых преимуществах Uber, а также о рисках для инвесторов рассказал ведущий «New Money» Брэндон ван дер Колк.
Три главных бизнес-сегмента Uber
Сегодняшний Uber – не просто сервис по вызову такси. Компания превратилась в многофункциональную платформу, охватывающую сразу несколько направлений, каждое из которых обладает собственными источниками роста.
Основным остается сегмент пассажирских перевозок. Uber представлен в 70 странах и 10 тысячах городов. С восстановлением мобильности после пандемии этот сегмент вновь демонстрирует уверенный рост.
Параллельно Uber развивает направление доставки еды и товаров. Изначально Uber Eats воспринимался как временное решение на фоне пандемии, но быстро превратился в одного из лидеров глобального рынка доставки. Помимо доставки еды из ресторанов и кафе, платформа активно осваивает доставку продуктов, алкогольных напитков и товаров повседневного спроса. За счет единой логистической сети – водители работают не только с пассажирами, но и осуществляют доставки – компания повышает коэффициент использования ресурсов и сокращает издержки.
Менее заметным, но потенциально важным направлением стал Uber Freight – платформа, соединяющая грузоотправителей и перевозчиков. По сути, это та же модель агрегатора, но в сфере логистики. Пока сегмент убыточен, однако его развитие может сыграть ключевую роль на фоне растущего спроса на гибкие решения в международной и региональной торговле.
Не стоит забывать о рисках
Несмотря на впечатляющее финансовое восстановление и стратегическую трансформацию, Uber остается уязвимым перед рядом существенных рисков.
Один из наиболее обсуждаемых и потенциально опасных факторов – это регуляторная неопределенность. Вопрос в том, кого считать работниками, а кого – независимыми подрядчиками. Если правительства тех или иных стран примут решение обязать компанию оформлять водителей как штатных сотрудников, это приведет к резкому росту расходов на оплату труда, налоги и социальные выплаты.
Нельзя не учитывать и усиливающуюся конкуренцию. В США Uber по-прежнему борется за долю рынка с Lyft, а на рынке доставки сталкивается с доминирующей позицией DoorDash. По данным на 2024 год, доля DoorDash в сегменте доставки еды в США превышает 67%, в то время как у Uber Eats – около 23%. На международных рынках присутствуют сильные региональные игроки вроде Grab в Юго-Восточной Азии, Ola в Индии и Didi в Китае. Даже при наличии масштабных ресурсов, Uber сталкивается с необходимостью постоянно повышать технологическую эффективность, сдерживать цены и инвестировать в удержание клиентов.
Дополнительную нестабильность создает макроэкономическая обстановка. В условиях замедления роста, инфляционного давления и возможной рецессии пользователи могут сокращать количество поездок и заказов, переключаясь на более дешевые альтернативы, включая общественный транспорт или готовку дома. Это особенно чувствительно для бизнеса, зависящего от частоты транзакций и масштабов оборота.
Наконец, Uber сталкивается с вызовом со стороны технологических изменений, в первую очередь – автономного транспорта. В отличие от Tesla, которая активно развивает собственную систему беспилотного управления и уже начала тестирование роботакси в Остине, Uber несколько лет назад отказался от внутренней разработки в этой области, продав подразделение и переключившись на внешние партнерства. Такое решение снижает капитальные затраты, но одновременно ограничивает контроль над ключевой технологией будущего.
Рынок труда США теряет устойчивость. В чем причина
Американский рынок труда подает тревожные сигналы, указывающие на углубляющиеся структурные проблемы. По итогам мая количество занятых на полную ставку сократилось сразу на 623 тысячи человек – это четвертое по масштабу падение за последние пять лет.Таким образом, доля полной занятости в общей структуре рабочей силы снизилась до 79%, что стало минимальным уровнем с августа 2021 года. Тенденция к снижению наблюдается третий год подряд, что указывает на устойчивое ослабление спроса на полную занятость.
Особенно тяжелой остается ситуация для молодых специалистов. По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, условия на рынке труда для недавних выпускников заметно ухудшились. Уровень безработицы среди них достиг 4,8% – это необычно высокий показатель. Даже выпускники программ MBA ведущих университетов США сталкиваются с трудностями при трудоустройстве.